«Хромая лошадь», «Норд-Ост», теракты и катастрофы: нет главных виновников, нет уроков, нет памяти

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Память о «Хромой лошади» как «Норд-Остом» сдуло

Память о «Хромой лошади» как «Норд-Остом» сдуло
День памяти погибших в страшном пожаре в пермском клубе «Хромая лошадь» совпал с судебным решением по теракту на Дубровке, которое возвращает на сто пятидесятый круг расследование трагедии десятилетней давности.
5 декабря 2012
Что тут скажешь, кроме тяжелого вздоха? Впрочем, вздохи и не такие уже тяжелые. Вот очевидцы говорят, что в Перми всего через три года после беды народу к обнесенному сеткой бесхозному зданию клуба, где погибли 156 человек, пришло не так и много. А о памятных мероприятиях на Дубровке говорили так подробно только потому, что юбилей. Год назад такого не было. И через год не будет. Почему так происходит? Причин несколько, и все они хорошо известны. Наши беды, теракты, природные и техногенные катаклизмы уже просто не поддаются подсчету.

Каждый год по нескольку раз происходит что-то такое, от чего страна на несколько дней впадает в оцепенение. Но через некоторое время совершенно об этом забывает. Вы еще помните о наводнении в Крымске? А многие уже и название это забыли — помнят только, что какой-то город на Кубани, кажется, смыло водой. Через год отметят годовщину, через два уже всем будет все равно.

Потому что за эти два года список «жертв и разрушений» пополнится очередными строчками. Когда трагедия превращается в норму жизни и повседневность — она перестает быть трагедией. А человеческая жизнь теряет свою уникальность. И в этом вся проблема.

В нашей стране жизнь никогда и не стоила много! Миллионы гибли в войнах, в огне репрессий, коллективизации, голодомора. Людей не жалели на стройках светлого будущего, а жертвовать собой было нормой и даже требованием. Люди не сильно сочувствовали попавшим в беду, а главным было то, что беда обошла их самих.

И посмотрите, что происходит всякий раз, когда происходит какая-то неприятность. Тут же таксисты поднимают цены на извоз, как было после взрывов в московском метро и паралича аэропортов после ледяного дождя. В разы вырастают цены на трассе М-10 в придорожных кафе после того, как пробка растянулась на 191 километр.

У жертв Дубровки воровали вещи и деньги! И у живых, и у мертвых! Куда уж дальше-то катиться?

Мосгорсуд признал законным отказ следователей возбудить уголовное дело в связи с антитеррористической операцией в Театральном центре на Дубровке. 5 декабря суд удовлетворил кассационное представление прокуратуры на решение Лефортовского суда столицы, в начале ноября вставшего на сторону потерпевших при освобождении заложников «Норд-Оста» и признавшего незаконным отказ следователя возбудить уголовное дело в отношении руководителей спецоперации. Теперь это решение отменено, а вопрос отправлен на новое рассмотрение в ту же самую инстанцию. Но рассматривать жалобу Лефортовский суд будет в новом составе.

Может быть, это тоже одна из причин того, что почти всегда у больших трагедий нет столь же больших виновников? Ведь наказывают либо стрелочников, либо вообще не наказывают никого. Кто виновен в том, что случилось в «Норд-Осте»? Боевики! А генералы, потравившие заложников неизвестным газом, получили геройские награды. Власти сразу решили показать свою жесткость, а по сути, жестокость.

Никаких сантиментов! Любые жертвы оправданны! Государство должно продемонстрировать свою мощь даже ценой десятков жизней! Ну и продемонстрировало.

Какое тут может быть новое расследование спустя 10 лет, если даже по горячим следам ничего расследовать не стали? Сейчас в Лефортовском суде опять позаседают, потом еще куда-то дело перешлют. Найдут какой-то формальный компромисс с требованиями Страсбурга и замнут все окончательно.

Потому что изначально целью было не установление истины, а ее сокрытие. Власть не ошибается! И суд должен это только подтвердить. А людям, если они лично не попали в мясорубку, все равно.

Ведь для чего нужна пожарная инспекция, если возвратиться к «Хромой лошади»? Неужели для того, чтобы предотвратить пожар? Да не смешите! Пожарная инспекция нужна для того, чтобы найти недочеты и нарушения и получить взятку. А потом найти новые нарушения и снова получить взятку. Не хотите исправлять? Тем лучше. Потому что можно получить с вас в таком случае еще больше денег. Так и было в Перми. Так было и остается по всей стране.

После «Хромой лошади» по России прокатилась волна истеричных проверок. Кто-то ударно набил карманы, для виду прикрыли несколько заведений, которые затем открылись вновь. И ничего не поменялось.

Потому что гражданам все равно, потому что проверяющие видят в опасности источник обогащения. И мы все реже вспоминаем жертв трагедий. Потому что эту память заслоняют новые беды и новые жертвы.

Список не закрыт. В нем еще много чистых страниц.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева