Алексей Майоров, руководитель столичного департамента региональной безопасности, обвиняет представителей оппозиции в том, что они умышленно создали патовую ситуацию:
«Могу сказать, что все варианты, которые мы предложили, действительно, они сказали, их не устраивают. Все аргументы оказались недейственны. Поэтому мы завтра соответствующее уведомление через прокуратуру направим и проинформируем всех о том, что акция не может быть проведена, так как она не согласована. Думаю, что, если бы было желание у организаторов провести, все варианты, которые были предложены, достаточно комфортны и приемлемы для того, чтобы те цели (если они действительно ставились) по проведению мероприятия были соответствующим образом проведены».
Однако организаторы демонстрации придерживаются иной точки зрения:
«Мы заняли максимально гибкую позицию. Шествие по любому маршруту с окончанием на любой из шести центральных площадей. Ответ: нет, вы никто», — пишет в своем микроблоге Алексей Навальный.
Первая заявка на шествие без митинга была направлена в мэрию еще 30 ноября. 5 декабря мэрия дала формальный отказ:
«Ваше уведомление о проведении 15 декабря 2012 года с 14.00 до 19.00 демонстрации от Калужской площади по улицам Большая Якиманка, Большая Полянка, Серафимовича, Большому Каменному мосту, Боровицкой площади, улицам Моховая, Охотный Ряд, Театральному проезду до Лубянской площади или от улицы Новокузнецкая по Садовническому проезду, Большому Устьинскому мосту, Устьинскому проезду, ул. Солянка, Солянскому проезду до Лубянской площади... с количеством участников до 50 000 человек рассмотрено.
Проведение публичных мероприятий в указанных местах повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, создаст помехи движению пешеходов и транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям, объектам транспортной и социальной инфраструктуры».
В.В. Олейник, чья подпись стоит под этим документом, предложил альтернативный маршрут — от Страстного бульвара по Бульварному кольцу на восток с поворотом на проспект Академика Сахарова.
После этого оргкомитет предложил гражданам самим решить — согласиться ли на предложение мэрии или настаивать на «центростремительном» маршруте шествия с завершением на одной из центральных площадей. Голосование проходило на электронной площадке, созданной еще к выборам Координационного совета оппозиции. К 10 декабря проголосовали около 12 тыс. потенциальных участников. Подавляющее большинство (9411 человек) требовали настаивать, 2369 высказались за компромисс.
Чиновники столичной мэрии взяли антракт на ночь. Интрига сохранялась до вечера 11 декабря, когда стало известно, что ни одна из сторон не готова идти на уступки. Решено, что каждый участник демонстрации будет двигаться своим собственным маршрутом, с тем чтобы 15 декабря к 15 часам дня всем собраться на Лубянской площади.
«Ответственность за отсутствие согласования по «Маршу» полностью лежит на мэрии. Мы делали все, что могли», — заявляет Сергей Удальцов.
В оппозиционной блогосфере сейчас царит мрачное воодушевление. Народ в комментариях веселится: «Наконец-то переговоры с мэрией закончились УДАЧНО», — пишет Илья Яшин.
Нынешняя ситуация — зеркальное отображение ситуации годовой давности: на этот раз кулуарного соглашения не будет. Сейчас, когда все вожди оппозиции заявили о готовности следовать жесткой линии, отступление от нее невозможно. То есть оно, конечно, возможно, но повлечет за собой имиджевые потери, несовместимые с дальнейшей политической жизнью.
«То, что в итоге нам не согласовали #МаршСвободы, — закономерное последствие того зимнего уютного вечера с бутылкой вискаря в московской мэрии», — уверен Константин Янкаускас. Сам он собирается прийти в указанное время на Лубянку, причем «без муниципальной пресс-карты» (напомним, Янкаускас — депутат муниципального собрания московского района Зюзино).
А участник знаменитого «соглашения с вискарем» Сергей Пархоменко рассказывает, что на последних переговорах сторонники мэрии вели себя «нагло и агрессивно»: «за вами никого нет», «никуда вас не пустим», «вы блефуете, и никто с вами никуда не выйдет» — вот такая аргументация Майорова и принимавшего участие на последнем этапе вице-мэра Горбенко».
Неуступчивость московского правительства нельзя объяснить внезапным капризом. Скорее, наблюдая снижение протестной активности в последние месяцы, власть решила радикально додавить несистемную оппозицию. Вероятно, ставка делалась на то, что переговорщики от оппозиции согласятся на невыгодный маршрут, предложенный мэрией. Результатом этого стало бы еще одно шествие, которое ровным счетом ничего не изменит в политике, и продолжение ожесточенного спора между радикалами и умеренными.
Но, хотя крайний вариант и рассматривался чиновниками как наименее вероятный, наивно было бы думать, что власть не готова противодействовать ему. Скорее всего, уже с утра 15 декабря Лубянская площадь будет оцеплена плотными рядами полиции, ОМОНа и внутренних войск. Ближе к середине дня силовики могут заблокировать близлежащие улицы — Театральный проезд, улицы Большая Лубянка, Мясницкую, Покровку и Китайгородский проезд. Станцию метро «Лубянка» могут «от греха подальше» закрыть на выход. Если возобладает алармизм, закрыты окажутся и соседние станции — «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Площадь Революции», «Театральная» и «Охотный Ряд». 15 декабря и накануне следует ожидать превентивных задержаний лидеров и наиболее «засветившихся» активистов.
Возможно, силовики будут действовать более тонко: откажутся от перекрытия больших площадей и даже позволят демонстрантам накапливаться на Лубянке. Собравшихся будут периодически рассеивать и задерживать — так, как это делалось 6 мая.
В том, что 15 декабря будут многочисленные задержания, сомнений нет. Фонд «Росузник» уже начал сбор средств для оплаты работы адвокатов.
То, как будут развиваться события в субботу, во многом зависит от численности, а точнее — от многочисленности протестующих. Если, по убеждению Майорова, за лидерами оппозиции «никого нет», получится очередная постановка комедии абсурда «Стратегия-31». Непонятно только, зачем нужно было менять время и место…
Но за прошедший год только в Москве были «мобилизованы» десятки тысяч новых активистов. Многие из них в последнее время отошли от политики именно потому, что недовольны предельной умеренностью лидеров. Приверженцы жесткой линии имеются и среди сторонников парламентских партий, не участвующих в «оранжево-белоленточном» движении. Если 15 декабря к Лубянке придет хотя бы половина от того количества народа, какое было 15 сентября, легкой разминки у полицейских не будет. Если, как мы предполагается, полиция, ОМОН и ВВ блокируют Лубянку на дальних подступах, стихийные митинги могут возникать вдоль периметра оцепления и даже в метро.
Слабым местом оппозиции будет отсутствие организующего ядра — структурированной партии, готовой участвовать в ненасильственных, но активных уличных выступлениях и повести пассионарную часть толпы за собой. Об этом мы уже писали в годовщину первого «болотного» митинга. Хотя существующие радикальные организации («Левый фронт», левые и правые автономы, соратники Демушкина и другие), возможно, устроят несколько «акций прямого действия» в разных точках в центре города.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов