Планы строительства мечетей, впрочем, как и православных церквей, уже породили множество конфликтов. Так, в процессе обсуждения программы возведения в Москве 200 модульных храмов жители города более 30 раз добивались переноса строек. Мотивация разная: от недовольства тем, что участки под культовые сооружения выдаются в зеленых зонах, до трудностей с транспортной ситуацией вблизи таких сооружений.
Но когда речь идет о строительстве мечетей, к аналогичным аргументам добавляются совсем не градостроительные проблемы. Межнациональный вопрос в России еще никто не отменял, и сообщения, подобные сегодняшнему, решению этой проблемы не способствуют.
В начале сентября жители Митино за два дня собрали более 10 тыс. подписей против строительства мусульманского центра, приняв участие в несанкционированной акции протеста, которую, правда, никто разгонять и не собирался. Это же не «Марш миллионов», где демонстранты и правоохранители — люди с диаметрально противоположными интересами, намерениями и целями.
В данном случае все было иначе. Полицейские в Митино не просто не пытались пресечь сход граждан, но и всячески демонстрировали свое согласие с собравшимися. «Мы сами тут живем и мечетей не хотим», — объясняли они свое спокойствие любопытствующим.
Совершенно ясно, что в Люблино или Бутово было бы то же самое: сбор подписей против, стихийные собрания «на районе» и тому подобное. И дело не в нетерпимости москвичей: даже самые толерантные столичные жители много лет подряд наблюдают, что происходит в районе проспекта Мира в дни мусульманских праздников, и не хотят видеть аналогичную картину около своих домов. Ни в Берлине, ни в Париже, где количество правоверных никак не меньше, чем в Москве, на улицах не режут баранов и не стоят на коленях посреди дороги.
Швейцарию, на референдуме проголосовавшую против возведения минаретов, в антиисламских настроениях никто не обвиняет. В России же сопротивление строительству мечетей сопровождается криками о национализме и фашизме, причем не со стороны приверженцев ислама, а, как правило, непонятных «экспертов».
И вот здесь-то возникает вопрос: кому и зачем нужны эти регулярные медийные бомбы, подобные известинской? Тем более что разоблачить их не составляет большого труда.
Во-первых, с 1 августа 2012 года любое строительство объектов религиозного назначения нужно согласовывать с муниципальными депутатами. И если б была подобная заявка, они бы давно об этом информировали. Во-вторых, в Мосгордуме готов к рассмотрению законопроект, по которому для строительства храмов, мечетей и других культовых сооружений потребуются подписи как минимум 10 процентов жителей района. И до его принятия столичные власти не собирались ничего предпринимать, понимая, какую острую реакцию это вызовет. Вряд ли журналисты «Известий» этого не знали.
Так что, скорее всего, цель вброса проста — авторам идеи нужно периодически зондировать ситуацию: нет ответа от общества — можно будет попробовать и с мэрией договориться насчет земли.
Но постоянность таких сообщений порой очень напоминает провокации. Не нужно быть конспирологом, чтобы предположить: такие новости могут привести к вспышке антиисламских настроений. Проблема мигрантов в столице до сих пор не решена, наводнившие город выходцы из Средней Азии и Северного Кавказа, плохо говорящие по-русски, раздражают чуть ли не всех. И тут искрой может стать все что угодно. А уж «новости» о мечетях тем паче.
Комментирует Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России
Никакого четкого решения по поводу строительства мечетей в Москве нет, есть только его проект. Власти подчеркнули, что он еще нуждается в согласованиях.
Сценарий подобных заявок известен: подается запрос, который затем берется назад. Подозреваю, что это вообще провокация, чтобы начать очередной тур фальшивых митингов против строительства мечетей.
Местные жители играют здесь последнюю скрипку. Митинги проводятся в основном ДПНИ, национал-демократами и другими подобными организациями под видом жителей. Это установленный факт. Выступают на них Белов, Чудинова и так далее. Сами жители либо индифферентны к подобному строительству, либо не возражают против него. Если и есть среди них процент людей, которые действительно выступают резко против, то он незначителен.
После подобных митингов заезжих «местных» власти дают задний ход. Хотя напомню, что точечная застройка даже в центре столицы, на невозможность которой ссылаются в мэрии, аргументируя, порой, отказ в строительстве мечети в том или ином даже отдаленном районе Москвы, продолжается. Выступают против точечной застройки и журналисты, и местные жители, но вот, к примеру, у меня на Покровке она имеет место — возводится жилой дом на месте снесенного старого здания, относящегося еще к XIX веку. И ни представители СМИ, ни граждане добиться запрета на его строительство не могут. В таких случая никакие митинги никого не волнуют, а скандальный характер приобретают только инициативы строительства именно мечетей.
Если же возведение новых мечетей действительно начнется, это было бы замечательно. Они столице объективно нужны. В Москве несколько сот церквей, принято решение построить еще две сотни. В то же время у нас в городе проживают около 2 млн мусульман, для которых работают лишь четыре мечети. Даже в царские времена их было около 50.
Здесь, однако, настораживает печальный опыт, связанный с возведением огромной мечети на месте аналогичного сооружения на проспекте Мира. Старое здание 1903 года постройки погибло. Вместо него ничего не появилось, хотя мусульманами, в том числе и крупными предпринимателями, были пожертвованы на реконструкцию огромные деньги. Бюджетных средств здесь не было ни копейки, но в администрации города, я это знаю, кое-кто поживился на данном проекте, на откатах. Пока на этом месте мы видим лишь шатры, непонятные строения, охранников. А прекрасной мечети, украшавшей города более 100 лет, нет.
Не могут построить мечеть там, где она была. Поэтому возникают серьезные сомнения, возможно ли это там, где ее не было. Кто будет проявлять политическую волю в строительстве? Если муфтият, то он уже показал: с политической волей у него дело обстоит сомнительно. Мэрии же такое строительство не нужно и подавно.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов