После расстрела школьников в США во всем мире с новой силой вспыхнули споры о гражданском оружии

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Оружию возмездие

Оружию возмездие
Убийство детей в американской школе добавило аргументов российским противникам свободной продажи оружия. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
18 декабря 2012
Как легализация «короткоствола» не решит раз и навсегда проблему уличной преступности, так и повсеместный запрет гражданского оружия не сможет предотвратить массовые убийства. Можно ли говорить, что наличие оружия в доме облегчило ньютаунскому убийце преступление? Да. Но ошибкой было бы думать, что не имея под рукой винтовку и пару пистолетов, он не нашел бы возможности отыграться на беззащитных детях за свои реальные и выдуманные проблемы. Наличие огнестрельного оружия в пределах доступности для потенциального маньяка означает лишь то, что он совершит преступление с использованием этого оружия. Если поблизости не будет «пушки», он возьмет нож. Как это, к примеру, произошло 17 декабря в КНР.

«Готовы ли мы сказать, что подобные акты насилия, происходящие с нашими детьми год за годом, — это так или иначе показатель нашей свободы?» — задается риторическим вопросом президент США Барак Обама. «Полностью согласен с теми, кто выступает против свободного обращения оружия. Это и моя принципиальная позиция», — заявил в понедельник премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Напомним, в пятницу 14 декабря 20-летний преступник ворвался в начальную школу «Сэнди Хук» в городе Ньютаун (штат Коннектикут, США), где расстрелял 27 человек, в том числе 20 детей.

Как обычно бывает после подобных инцидентов, по всему миру активизировались идейные «разоруженцы». Общая идея их выступлений такова: на примере очередной американской трагедии мы видим, к чему приводит свободная продажа оружия. Значит, надо либо запретить гражданское оружие вообще, либо обеспечить такой контроль, чтобы гражданин, не обладающий полицейским значком, погонами и «корочкой», не имел бы практической возможности купить «ствол». Тогда и трагедии, как в Ньютауне, не повторится.

Стоит отметить, что США вовсе не являются «оружейным раем», как представляется некоторым. Законодательство разных штатов отличается довольно существенно. Так, в Висконсине и Иллинойсе гражданским лицам вообще не выдают лицензию на ношение оружия.

В ряде штатов действует разрешительный порядок получения лицензии на ношение оружия. Этот порядок называется «могут выдать» (may issue). Он действует в следующих штатах: Алабама, Калифорния, Коннектикут, Делавэр, Гавайи, Айова, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк и Род-Айленд.

В 34 штатах (Аризона, Арканзас, Флорида, Джорджия, Айдахо, Индиана, Канзас, Кентукки, Луизиана, Мэйн, Мичиган, Миннесота, Миссисипи, Миссури, Небраска, Невада, Нью Хемпшир, Нью-Мексико, Северная Каролина, Северная Дакота, Монтана, Огайо, Оклахома, Орегон, Пенсильвания, Южная Каролина, Южная Дакота, Теннеси, Техас, Юта, Вирджиния, Вашингтон, Западная Вирджиния и Вайоминг) оружейное законодательство более либеральное. Там власти «обязаны выдать» (shall issue) лицензию на ношение оружия законопослушному и психически здоровому гражданину. «Некоторые местные администрации, однако, могут всячески затягивать выдачу лицензии в зависимости от своих политических взглядов», — отмечает сайт vooruzhen.ru.

Наконец, в штатах Аляска и Вермонт разрешение на скрытое ношение заряженного оружия не требуется. Этот порядок называется «free carry».

Кроме того, в разных штатах действуют разные законы о признании «чужих» лицензий. Индиана и Мичиган признают все оружейные лицензии, выданные за административными границами штатов. Некоторые штаты, напротив, не признают «чужие» разрешения, но в них можно получить «гостевую» лицензию на легально приобретенное оружие.

Школьный расстрел произошел в штате с довольно жестким оружейным законодательством — в Коннектикуте. Там местные законы запрещают пользоваться оружием лицам моложе 21 года.

То есть 20-летний ньютаунский убийца нарушил закон уже тогда, когда вытащил из маминого сейфа пистолеты и винтовку. Оружие в его руках было столь же нелегальным, как если бы он купил контрабандную «пушку» пуэрториканского бандита. Но, как показывает практика, террористы, преступники и психопаты игнорируют самые строгие законодательные запреты.

Можно ли говорить, что наличие оружия в доме облегчило ньютаунскому убийце преступление? Да. Но ошибкой было бы думать, что не имея под рукой винтовку и пару пистолетов, этот юнец из неблагополучной семьи не нашел бы возможности отыграться на беззащитных детях за свои реальные и выдуманные проблемы. Наличие огнестрельного оружия в пределах доступности для потенциального маньяка означает лишь то, что он совершит преступление с использованием этого оружия. Если поблизости не будет «пушки», он возьмет нож.

Ньютаунский расстрел и хэнаньская резня — явления одного порядка. В обоих случаях мы наблюдаем агрессивных психопатов, которым, однако, помрачение ума не помешало выбрать беззащитных жертв. Примечательно, что все эти знаменитые стрелки и головорезы нападают на учащихся школ и университетов, на пассажиров общественного транспорта или на одиноких старичков, но почему-то не идут в атаку на полицейские участки… Как ни банально звучит, но проблема опасных психопатов предполагает комплексное решение. Педагоги и психологи должны научиться распознавать подобных субъектов на ранних стадиях. Правда, что делать с ними — отдельный вопрос.

И за примерами далеко ходить не надо. В понедельник 17 декабря схожее преступление произошло в КНР. 36-летний Минь Юнцзинь напал на детский сад в провинции Хэнань. У китайского трудящегося, в отличие от гражданина империалистической Америки, не оказалось под рукой винтовки — он орудовал ножом. Это не помешало ему ранить 23 ребенка, а потом ворваться в соседний дом и ранить пожилую женщину. По версии полиции, Минь Юнцзинь пришел в неистовство из-за слухов о надвигающемся конце света.

«Коммерсант» напоминает, что подобные инциденты происходят в Китае достаточно часто. Ни официальная коммунистическая идеология, ни меньшее по сравнению с США количество оружия во владении у простых граждан не мешают психопатам расправляться с окружающими. Так, 29 апреля 2012 года вооруженный ножом мужчина напал на детей в детском саду в провинции Цзянсу, ранения получили 28 детей и трое взрослых.

8 июня подобное преступление произошло в Японии. 37-летний мужчина, вооруженный кухонным ножом, устроил резню в начальной школе в Икеде (пригород Осаки). Восемь детей погибли, 21 человек получил ранения.

Можно найти немало примеров подобной немотивированной с точки зрения нормального человека агрессии. Одних толкают на убийство подростковые комплексы, других — кризис среднего возраста, третьих — невозможность расплатиться по кредиту, четвертых — слухи о скором конце света по календарю майя и тому подобные «веские» причины. Как показывает статистика, лишь в редких случаях убийцы используют огнестрельное оружие.

Еще меньше доля легального оружия в таких преступлениях. Американские kids with guns расстреливают одноклассников из винтовок и пистолетов, которые крадут у собственных родителей. Наш российский майор Евсюков, устроивший бойню в супермаркете, отправился охотиться на людей, вооружившись «левым» стволом.

То есть, если сопоставить количество оружия, которым владеют граждане на законных основаниях, и количество преступлений, совершенных с применением легального огнестрельного оружия, — это будут доли процента, статистическая погрешность.

Как ни печально, но единственно верного решения, которое позволило бы раз и навсегда предотвратить подобные трагедии, не существует. Ни запрет оружия, ни, напротив, поголовное вооружение всех граждан «короткостволом» не решат проблемы.

Если говорить о конкретных мерах, которые можно предпринять в обозримом будущем, то наиболее разумной и обоснованной представляется вооруженная охрана gun free zone в детских учреждениях. Ведь психопаты предпочитают нападать на тех, кто гарантированно не сможет дать отпор.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева