Эта вполне местечковая история моментально стала мировым хитом. Манифест процитировали все мировые агентства, ведущие газеты и сайты, о нем высказались важные футбольные люди. Фанаты, наверное, и не рассчитывали на такой резонанс. И, наверное, искренне не понимают, что в манифесте так всех возмутило. Несколько цитат я себе позволю.
«…Мы хотим от игроков «Зенита» за пределами футбольного поля…
- достойного поведения в повседневной жизни, соответствующего культурным нормам Санкт-Петербурга;
- интереса к истории нашего города и страны, почтительного отношения к нашим ценностям;
- мы не хотим, чтобы игроки «Зенита» публично демонстрировали свое пристрастие к алкоголю или сигаретам…»
Но эти вполне достойные и даже более чем достойные параграфы немедленно соседствуют вот с такими:
«…Мы против того, чтобы в составе «Зенита» играли представители сексуальных меньшинств;
- мы не являемся расистами, и для нас отсутствие чернокожих игроков в составе «Зенита» лишь важная традиция, подчеркивающая идентичность клуба и ничего больше. Благодаря ее сохранению «Зенит» в футбольном мире имеет собственное лицо наряду со считаным количеством футбольных клубов, сохранивших свою идентичность.
…Мы совершенно ничего не имеем против жителей Африки, Южной Америки и любых других континентов, но при этом хотим, чтобы за «Зенит» выступали прежде всего близкие по духу и менталитету игроки. Сейчас же «Зениту» чернокожие игроки навязываются чуть ли не силой, и это вызывает только обратную реакцию. Позвольте нам быть такими, какие мы есть». (Полностью манифест здесь.)
Вот такая ахинея. Быть культурным, не пить, не курить, любить город, чтить его традиции, знать историю. Но при этом долой негров, долой п*дарасов.
Просвещенная Европа искренне негодует. В выражениях там не стесняются, считая нас диким краем, страной то ли уродов, то ли пещерных идиотов. Кто-то говорит и о том, что государство, где фанаты ведущего клуба проповедуют расизм и гомофобию, не достойно быть хозяйкой чемпионата мира. А у нас в стране отдельные люди недоумевают на предмет, куда смотрит Следственный комитет, где возбужденные дела о разжигании ненависти и пропаганде расовой нетерпимости.
Но я потому и говорю, что всерьез возмущаться в нашей стране таким текстом невозможно. Нужно, но невозможно. Почему? Да потому что так думает большая часть населения! В том же Питере принят закон против геев. И этот закон постепенно расползается по другим регионам и уже пошел на федеральный уровень. В нашей стране преступление не гомофобия, а гомосексуализм.
Если в какой-нибудь политкорректной Америке за слово «негр» можно получить по полной, то у нас оно часть обихода, и никто не видит в нем ничего ненормативного. И в головах нет противоречия между нежеланием видеть у себя всяких «черных» и искренней уверенностью, что ты при этом интернационалист и приличный гражданин. И я уверен, что авторы манифеста действительно вот именно так думают и действительно не считают себя расистами.
Я не знаю, как это объяснить. Это вопрос к социологам, психологам или даже психиатрам. Это из той же серии, что, с одной стороны, можно с гневом обличать коррупцию, воровство и тому подобное, но при этом не видеть ничего зазорного в том, чтобы дать взятку гаишнику или получить «подношение» или взять что-то на заводе или в офисе и унести домой. Есть такое понятие — «в целом». В целом я не расист, но негров видеть в «Зените» не хочу.
Причем это шизофреническое отношение к жизни распространяется и на официальный государственный уровень. Мы же боремся с исламским экстремизмом на Кавказе, верно? Террористов ловим? Но при этом наши лучшие друзья — парни из «ХАМАС».
Или вот включаешь телевизор, а там одновременно могут идти кинофильмы о подвигах красных командиров и что-то романтическое из жизни белых офицеров. И те и те у нас народные герои. И в тех и в тех мы черпаем вдохновение. Мозги набекрень у нас. В целом.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов