Член фракции «Единая Россия» в Государственной думе Вячеслав Лысаков предлагает обязать детей чиновников по окончании обучения возвращаться на родину. «Я отношусь к политическому истеблишменту, в который сам теперь волей судьбы вхожу, достаточно жестко. Если человек представляет власть, он должен соответствовать большему количеству в том числе и нравственных, моральных категорий, чем обычные граждане. Что касается образования, логично, что если ты служишь родине, ты должен планировать свою жизнь и жизнь своих детей все-таки в Российской Федерации. Предложение о запрете образования детям чиновников связано именно с тем, чтобы они работали на родину и связывали свои жизненные планы с Россией. Такая идея имеет право на существование, возможно, она вскоре получит свое подтверждение в виде поправки, будет рассмотрена и может быть принята», — считает единоросс.
Его соратник, член президиума генсовета «Единой России» Валерий Трапезников, представитель парламентского комитета по труду, пошел еще дальше. Он уверен, что отпрыски слуг народа обязаны учиться в своей стране:
«Все должны учиться в российских школах — от Магадана до Санкт-Петербурга. Считаю, что все должны учиться в наших университетах: шикарный МГУ, «Плешка». Если любишь родину, должен учиться у нас. У нас прекрасные вузы даже в провинции. Вспомните Антона Павловича Чехова, писателя и земского врача. Надо ориентироваться на такие духовные ценности», — советует депутат.
Предложение ограничить права детей госслужащих на образование и трудоустройство было обнародовано на фоне очередного скандала вокруг видного единоросса Сергея Железняка. Депутат Железняк — «заместитель секретаря Генсовета «Единой России», зампред ГД и один из главных спикеров от Партии Жуликов и Воров», как характеризует его Алексей Навальный.
Господин Железняк является завзятым патриотом-государственником, неукротимым борцом с внешним вредным влиянием. Он был одним из соавторов и активных лоббистов того пакета антидемократических законов, которые «взбесившийся принтер» в пожарном порядке принимал после 6 мая. Это закон об «иностранных агентах», закон о «регулировании» интернета (фактически — о введении цензуры) и новый закон о массовых мероприятиях, вводящий запредельные для большинства нормальных людей штрафы за участие в безвредных «несанкционированных» демонстрациях.
Железняк позиционирует себя в качестве просвещенного патриота: «Патриотизм не в том, чтобы ходить в лаптях, плести лозу, слушать только балалайку и покупать со слезой на глазах некачественные товары», — пафосно заявляет он. Тем не менее именно он выступил с инициативой обязать кинопрокатчиков под страхом штрафа демонстрировать не менее 20 процентов российских фильмов. Хотя более чем посредственное качество современной российской кинопродукции давно стало общим местом, да и сам ревнитель отечественного «кина» на вопрос журналиста РЕН ТВ не сумел вспомнить, какую российскую кинокартину он смотрел последней.
Между тем две дочери просвещенного патриота Железняка учатся в престижных западных вузах: одна в Великобритании, другая в Швейцарии. Причем, как отмечает Навальный, легальных доходов патриота-государственника не хватило бы на то, чтобы обеспечить учение и проживание Кати и Насти на бездуховном и загнивающем Западе.
«Да пусть учатся. Ради Бога. Ты скажи как есть: в России высшее образование развалено. Гуманитарного образования вообще нет. МГУ в мировом рейтинге вузов опустилось на 666-е место, зато ректор вступил в «Единую Россию» и занимается какими-то шашнями по недвижимости с лужковской женой. На все ректорские/проректорские места мы запихнули наших поганых единороссов, которые заняты тем, чтоб студенты организовывали «карусели» и прочие мухлежи на выборах. В этих условиях я, Железняк, как хороший отец, отправляю своих детей учиться за границу», — пишет блогер.
Но, как показывают последние события, обе барышни Железняк в ближайшей исторической перспективе могут оказаться перед выбором. Или патриотично вернуться в Россию грызть гранит науки в отечественных вузах, или продолжать обучение в The American School in Switzerland и Queen Mary University of London с последующим трудоустройством подальше от «этой страны» и тем самым поставить крест на политической карьере отца. И перед подобным выбором окажутся многие отпрыски новейшей российской аристократии, а также их сановные родители.
На самом деле предложение единороссов трудно оценить односложно. С одной стороны, тут есть определенный резон: столкнувшись с невозможностью отправить деток куда подальше из России, чиновники вынуждены будут не на словах, а на деле позаботиться о поддержке отечественного высшего образования и науки. Придется обеспечить каждый субъект Федерации как минимум одним вузом, выпускники которых будут обладать не только «корочкой», но и реальными знаниями.
С другой стороны, за последние 20 лет уровень подготовки в отечественных вузах снизился до критического уровня. И обучение за рубежом — принципиальный вопрос для сохранения интеллектуального и научного потенциала. И даже если бы российские университеты по-прежнему готовили специалистов мирового класса, им необходимо было бы знакомиться с опытом зарубежных коллег.
В-третьих, не следует переоценивать ломоносовские порывы «элитарных» деток. Для многих отпрысков высокопоставленных пап и мам учеба за рубежом представляет собой всего лишь многомесячную тусовку. Если они и узнают что-то новое и важное для себя, то это, главным образом, новые виды элитных наркотиков,
В-четвертых, введение любых ограничительных и запретительных мер для определенной категории граждан объективно является нарушением конституционного равенства. Точнее, усугубление реально существующего неравенства.
Депутат-эсер Александр Агеев в беседе с корреспондентом «Особой буквы» заявил, что этот вопрос заслуживает внимательного рассмотрения.
«Я был инициатором законопроекта о запрете чиновникам иметь недвижимость, счета и акции за рубежом. Эта инициатива была поддержана президентом и принята в первом чтении. Но и международный опыт нам очень важен», — говорит парламентарий. Он отмечает, что запрет детям чиновников получать образование за рубежом «нарушает Конституцию и права граждан». И подобная инициатива «не имеет перспективы»:
«Главное — чтобы госслужащие обучали детей на законные средства. Если они смогут доказать, что деньги, заплаченные за обучение, получены легальным путем — пусть их дети учатся».
Материал подготовили: Владимир Титов, Роман Попков, Мария Пономарева