Давайте взглянем на этот проект незагазованным взглядом. Чем он хорош? Он хорошо как раз этим — возрождением старых добрых времен. Он хорош тем, что, объединив лучшие клубы двух стран, мы получим более сильный чемпионат.
Советский чемпионат, кстати, был действительно неплох. Таблица коэффициентов УЕФА — один из лучших спортивных рейтингов, а в мире европейского футбола ей поклоняются как священному тексту. Так вот — советские клубы в этой таблице поднимались даже до второго места! При живых испанцах, итальянцах, немцах, англичанах и так далее. И при том что легионеров в наших клубах не было вообще.
Это что касается позитива и оптимизма. Теперь выкатываем бочку дегтя. Во-первых, идея принадлежит Миллеру и «Газпрому». Возникла она только потому, что «Зениту» после памятного матча с «Динамо» засчитали техническое поражение в полном соответствии с регламентом соревнований. Каким бы регламент ни был несовершенным, но это закон, и все было сделано строго по нему. Закону, утвержденному в том числе подписью зенитовского руководства.
Хороша ли будет лига, созданная людьми из чувства обиды? Хороша ли лига, которую эти люди создали только потому, что им не понравились ими же утвержденные законы и то, что их заставили эти законы выполнять, а не стали под них привычно прогибаться? Это говорит о том, что «Газпром» хочет создать лигу, где будут играть по его правилам и менять эти правила под него по ходу игры. Кому такое надо?
К тому же само слово «Газпром» вызывает на Украине однозначно кошмарные ассоциации. «Газпром» — это ежегодное отключение газа в Новый год, это регулярно повышаемые цены и «удавка на шее украинского народа». То есть это почти то же самое, что русским предложить играть в Лиге Госдепа.
Во-вторых, людьми, которые хотя пробить объединенный чемпионат, движет во многом ностальгия. Но ностальгия по СССР куда сильнее в России, чем на Украине и в других странах СНГ. Чего фантазировать и прикидывать, когда эти же 20 лет объединенный турнир уже и так проводится. Это Кубок Содружества. В начале 90-х он вызывал огромный ажиотаж, а его гвоздь — матчи «Спартака» и киевского «Динамо» — собирали в январе аншлаги в «Олимпийском». Но постепенно интерес к турниру угас настолько, что не только украинцы, но и другие страны начали присылать на него просто кого попало. А теперь эти матчи не интересуют вообще никого!
Была попытка провести Кубок Первого канала с участием лучших команд России и Украины. Но даже такой «элитарный» турнир быстро затух. Важно понимать, что основная масса фанатов — молодые люди, которые, увы, но советского чемпионата не помнят. Тем, кто фанател на трибунах тогда, сегодня за сорок. А молодым куда интереснее национальные междусобойчики, чем битвы с соседями.
В-третьих, чтобы объединиться, нужно договориться. Но Украина не захочет объединяться на второстепенных условиях. Мы скажем, что наш чемпионат сильнее. А украинцы очень удивятся такой постановке вопроса. С чего это он сильнее? В таблице коэффициентов, о которой я говорил, Украина сейчас выше России! И в прошлом году была выше, и в следующем вряд ли упустит преимущество. «Шахтер» успешно сыграл лиги чемпионов в одной группе с «Ювентусом» и «Челси», а наши «Зенит» и «Спартак» опозорились на глазах у всей Европы.
Украинский чемпионат имеет сопоставимую с российским посещаемость. Украина построила к чемпионату Европы новые арены и по этому показателю явно нас опережает. Все клубы в этой стране частные. Их не содержат ни госкорпорации, ни губернии, ни прочие госструктуры. Суркисы, Ахметов, Коломойский, Ярославский — олигархи не хуже наших. Быть придатком к проекту «Газпрома» они не собираются. К тому же в своем чемпионате они имеют прочные позиции, регулярный выход в еврокубки, и появление дюжины конкурентов, да к тому же желающих играть по своим правилам, им явно не на руку.
В-четвертых, не забудем о такой «маленькой» детали, как международное признание. УЕФА и ФИФА не признают международных лиг, только мононациональные чемпионаты. Разговоры о том, что якобы будут созданы объединенные лиги в Скандинавии, в Бенилюксе и на Балканах — это всего лишь разговоры. Говорят много о чем. Но реально в ближайшие годы УЕФА и ФИФА на это добро не дадут. То есть мы, конечно, можем объединиться и играть в каком угодно составе, но ту же Лигу чемпионов будут играть без нас. А заявления, что «с УЕФА мы как-нибудь договоримся, не думаю, что это такая проблема», идут от глупой самоуверенности и привычки решать по понятиям вопросы в своем отечестве. А международные футбольные ассоциации — это влиятельнейшие спортивные монстры, против которых не смогли ничего сделать даже объединившиеся однажды в группу европейские суперклубы. Не говоря уж про Россию и Украину, в масштабах мирового футбола имеющих весьма скромное значение.
Футбол стоит особняком. Это главный вид спорта. И это часть большой политики. И лишним подтверждением этого стали недавние слова Миллера о том, что в российско-украинской лиге могли бы играть клубы из… Южной Осетии и Абхазии! Да там и клубов-то нет. Хотя бы соответствующих уровню нашей второй лиги. Эти страны не признаны никем, кроме России и далеких островов посреди океана. И ФИФА никогда не даст добро на участие команд из непризнанных стран. Но Алексей Миллер говорит слова, которые при всей их абсурдности очень понравятся Сами Знаете Кому. Надо, говорит он, смотреть вперед. Вперед чего?
Для России единая лига станет одним из способов реставрации Союза в том или ином виде. А кроме нас, этой реставрации больше нигде не хотят. Так что никакого объединенного чемпионата в ближайшем, да и не очень ближайшем будущем не предвидится. Хотя такой турнир теоретически и был бы довольно интересен.
Ну а через какое-то время обида Миллера и «Газпрома» уляжется, и они сами о своем замысле позабудут.
Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева