Алишер Аминов, ч. 1
— Сейчас все говорят о коррупции. Есть коррупция в системе образования, есть коррупция в Министерстве обороны. А как насчет коррупции в спорте — в частности, в футболе?
— Проблемы коррупции — это системные вопросы. Не может быть так, что весь государственный организм больной, а в части спорта он здоровый. Мы уже много лет говорим о том, что необходимо бороться с коррупцией, потому что наличие договорных матчей очевидно, подкуп судей тоже имеет место. Соответственно, есть вопросы коррупции в агентской деятельности.
К сожалению, эти вопросы не решаются из года в год. Российский футбольный союз создавал какие-то межведомственные рабочие группы с МВД. Год назад при РФС была создана Комиссия по договорным матчам. Однако практика показала, что никаких эффективных инструментов Российский футбольный союз так и не предложил.
Какой тут самый эффективный инструмент? Не буду оригинален, если скажу, что все эффективные меры в европейском футболе связаны с оперативно-разыскной деятельностью правоохранительных органов, которые (без ведома футбольных федераций) применяли закон. Применяли прослушки, применяли всевозможных «жучков», внедряли агентов. Только так удавалось противостоять коррупции в футболе.
В России ситуация осложняется тем, что российские футбольные клубы и профессиональные соревнования содержатся за счет госкомпаний и субъектов Российской Федерации. Понятно, что на подкуп судей и договорные матчи средства выделяют не менеджеры — это исходит непосредственно от руководителей клубов.
Очень сложно представить, что можно эффективно применять оперативно-разыскные мероприятия по отношению к таким лицам, как Якунин или Миллер, или по отношению к губернаторам, которые как раз и выделяют средства на содержание клубов.
Могу лишь подытожить в данном случае, что необходимо эффективно применять закон об оперативно-разыскной деятельности (чего у нас, к сожалению, не делается).
Алишер Аминов, ч. 2
— Получается, закон есть, опыт европейских стран есть. Нет воли?
— Нет политической воли. К сожалению, при двух предыдущих руководителях РФС уровень коррупции увеличился в разы. Могу привести один пример по агентской деятельности. Вот нашумевшее «дело Прядкина». «Новая газета» опубликовала материал, который свидетельствует о наличии в агентской деятельности интересов президента Профессиональной футбольной лиги Сергея Прядкина.
Было обращение в Комитет по этике профсоюза футболистов и тренеров, Всероссийского общества болельщиков (я в том числе подписался под ним). Мы просили, чтобы там разобрались с так называемым делом Прядкина.
Из документов совершенно ясно, что Прядкин — учредитель немецкой компании «Гирус», что он полностью контролирует Комиссию по агентской деятельности, что через эту немецкую компанию, где всем заправляет приемный сын Прядкина, прогоняли наших футболистов, получая за это огромные агентские вознаграждения. Это факт.
И при наличии столь явных фактов руководство РФС и Комитет по этике приняли оправдательное решение. После этого мы обратились уже непосредственно в Апелляционный комитет РФС, получили там отрицательное заключение. И после этого футболист Левченко и профсоюз футболистов и тренеров подали заявление в Лозаннский суд по так называемому делу Прядкина.
Вот сейчас оно опять пришло в Апелляционный комитет — после положительного заключения Лозаннского суда. И Апелляционный комитет опять рассматривает это дело. Вот и посмотрим, каким будет решение. Тут налицо явные признаки коррупции, явные признаки конфликта интересов.
Ситуация такая, что надо хотя бы на примере одного Прядкина — а это все-таки вице-президент РФС, это президент Профессиональной футбольной лиги — принять определенное решение. По моему мнению, решение тут должно быть однозначным: пожизненное отстранение Прядкина от футбольной деятельности и передача всех этих дел правоохранительным органам.
Посмотрим. Николай Александрович Толстых настроен достаточно жестко в плане этого вопроса.
Теперь посмотрим, сколько денег тратит у нас государство на содержание клубов. Миллиард евро в год мы тратим на содержание клубов. Все это — за счет госкомпаний и бюджетных денег субъектов Российской Федерации. Давайте посмотрим, куда уходят эти деньги. Статьи расходов тут понятны и повторяются из года в год — за исключением двух статей.
Первая — это фонд оплаты труда; вторая — трансфер. Вот эта деятельность, к сожалению, непрозрачна. Бюджеты клубов закрыты. И для того чтобы навести порядок, надо сесть и ограничить расходы на содержание клубов — прежде всего со стороны государства.
До 18-го года истратим 8 млрд, причем совершенно неэффективно. Деньги эти тратятся на иностранную футбольную рабочую силу, на иностранных тренеров и на агентов, которые даже не прописаны в Регламенте по агентской деятельности РФС.
Агент может заключать договор с футболистом, только когда тому исполнилось 18 лет. Это первое. Второе. В Регламенте по агентской деятельности не записано, что агент имеет вознаграждение ровно 10 процентов. У нас сегодня по «делу Погребняка» и по многим другим коррупционным делам ясно, что агенты получали от 200 до 500 процентов.
Вот куда деньги выводятся. И третий момент: нужно регламентировать деятельность агентов так, чтобы они имели бонус только в том случае, если игрок, которого приобретает клуб, будет перепродан со стоимостью выше той, за которую они его купили. Лишь в этом случае они получат свой бонус. И, надо сказать, Толстых уже произвел определенные действия по наведению порядка в этой сфере.
Дальше. Полная закрытость деятельности РФС (по части коррупции) при прежнем руководстве Сергея Фурсенко. 70 млн долларов бюджет. 35 млн тратились на содержание сборных команд. Это запредельные цифры. Ни одна федерация таких денег не тратит. И это при отсутствии Национального центра футбола, о котором мы говорим уже семь лет.
Есть аудиторская компания «Делойт», с которой заключен договор по аудиту. Когда ушел Фурсенко с поста президента и пришел Толстых, кредиторская задолженность составляла 30 млн долларов. Куда ушли эти деньги? Опубликуйте структуру расходов. Опять же, было ли обращение в правоохранительные органы?
Ведь мы уже закрываем финансовый год федерации. Вот сейчас немножко сократились долги — в минус 20 млн.
— А что сам Фурсенко?
— Сам Сергей Фурсенко ни разу не явился в РФС и не отчитался. Более того, он не только не отчитался и, соответственно, не объяснил, куда были потрачены эти деньги. Оказывается, там не были урегулированы вопросы выплаты игрокам сборной по итогам чемпионата Европы. Не была оказана финансовая помощь региональным федерациям.
Сейчас уже что-то удалось сделать. И все равно федерация закрывает финансовый год с убытком в 20 млн долларов. Поэтому я считаю, что бюджет федерации должен быть открыт, прозрачен. Его нужно вывешивать на сайт. И руководитель федерации должен отчитываться за каждую копейку.
А еще есть вопросы к аудиторской компании, которая либо занималась фальсификацией этих отчетов, либо просто проявила ужасающую некомпетентность. Это всемирно известная организация «Делойт» — их филиал.
Вот вам даже небольшой набор тех коррупционных элементов, которые есть в профессиональном футболе.
Алишер Аминов, ч. 3
— Ты обозначил элементы. Ты сказал, что есть инструменты, позволяющие с ними бороться. В РФС пришло новое руководство. Есть ли все-таки надежда?
— Надежда есть. Что касается долгов в РФС, то там, я думаю, будут определенные действия со стороны президента РФС. Что касается «дела Прядкина», то оно рассматривается сейчас Апелляционным комитетом, и надо дождаться его решения.
Если Апелляционный комитет примет иное решение, то это в любом случае тупик, потому что документы опять будут переданы в Лозаннский суд, и уже тогда президент РФС будет проходить как свидетель по этому делу. Факты тут очевидны, факты налицо.
За годы руководства бывших президентов РФС сформировалось противостояние отдельных субъектов футбола, которым не интересны вопросы отраслевого развития. Их волнуют только личные интересы, только интересы богатых клубов, которые тратят непомерные средства — прежде всего средства налогоплательщиков. И здесь надо наводить порядок.
Этот вопрос надо поднимать не только в Министерстве спорта, но и у президента страны. Надо показать сегодняшнюю несостоятельность руководства Премьер-лиги — причем по всем показателям: по спортивному продукту, по медийному, по посещаемости. Именно здесь надо жестко наводить порядок.
— Ты говоришь, надо проинформировать президента. Получается, приедет добрый барин и рассудит? Но может ли быть так, чтобы президент, который очень хотел провести у нас чемпионат мира, не знал о том, что происходит в нашем футболе?
— К сожалению, руководство страны слишком сузило круг тех людей, которые формируют позицию президента в том, что происходит у нас в футболе. Он слышит только одну сторону — таких, как Миллер, как Сергей Борисович Иванов. А они говорят, что футбол у нас развивается, что в стране строятся какие-то центры, что у нас готовятся тренеры.
На самом деле все это не так. Руководству страны необходимо выслушать прежде всего новое руководство РФС, специалистов. Они должны узнать, какие у нас есть проблемы и как должна развиваться игра. Более того, руководство страны должно понимать, что ему необходимо сделать в вопросах наведения порядка и в какие приоритетные проекты ему стоит вложиться.
Если этого не произойдет, то тогда мы можем готовиться к чему угодно — хоть к чемпионату мира. Вот только результатов у нас не будет. Все эти сорокатысячные стадионы останутся пустыми. Государственные деньги будут вкладываться неэффективно. И что мы от этого получим?
Нужно коренным образом менять систему управления РФС. Опять же, надо жестко и эффективно противодействовать коррупции, и для этого есть все механизмы. Только так можно навести порядок в футболе. А так мы входим в зону турбулентности, когда по всем вопросам футбольной отрасли у нас имеются серьезные проблемы, которые я мог бы перечислять еще очень долго. А так я обозначил лишь ключевые моменты.
— Спасибо.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Нина Лебедева, Александр Газов