Но! Эти сомнения я мог бы высказать действительно по поводу любого ограниченного списка, составленного кем угодно. Потому что кино — это искусство, это те самые вкусы, о которых теоретически не спорят, а практически только спорами и занимаются.
Для начала я внимательно прочитал весь список. Обнаружил, что часть из перечня просто не смотрел. В основном это касается довоенной классики вроде «Необычайных приключений мистера Веста в стране большевиков» режиссера Кулешова, 1924 года выпуска, или фильма «Мать» Пудовкина, 1926 года. Но из того, что мне знакомо, ни один фильм не вызвал сомнения. Каждый из них достоин быть в этой сотне! Эти фильмы не кажутся подобранными под какую-то определенную идеологическую линию. Это просто хорошие и очень хорошие фильмы. Хотя и разные по жанрам, разные по философской глубине.
В сотне представлены все периоды истории нашего кино — от 1913 года до «Утомленных солнцем». Можно, конечно, посетовать на отсутствие Сокурова или Звягинцева, которые уже сейчас кажутся классиками. Но я не уверен, что их фильмы школьники в состоянии осмыслить. На уровне 15—17 лет такое кино просто покажется скучным. Хотя и в «списке 100» есть непростые для понимания картины.
Можно спорить и о том, почему из фильмов Григория Александрова выбрали именно «Волгу-Волгу», почему мало фильмов Эльдара Рязанова. Кто-то будет обращать внимание сразу на три ленты Никиты Михалкова и ухмыляться. Хотя я считаю, что михалковские фильмы до определенного периода были просто гениальны и в списке могло быть не три, а больше лент — тот же «Свой среди чужих», по-моему, вообще один из лучших наших фильмов всех времен. Кому-то хочется видеть советские комедии. Хотя школьники и так видят их во всякие праздники по всем каналам. Кто-то удивится отсутствию самого культового советского фильма «Место встречи изменить нельзя».
Короче говоря, продолжать можно долго. И эти споры естественны. Потому что, слава богу, фильмов у нас хороших было много — гораздо больше 100. И если и предъявлять к Минкульту претензии, то именно по поводу такого статистического ограничения. Как было и в случае со списком 100 книг. Но 100 — число красивое и символическое. К тому же курс факультативный. И список не носит строго обязательного характера. А вот польза от него быть должна.
Дети не просто получат возможность изучить классику кино, которая почти исчезла с телеэкранов. Эти фильмы — о жизни. Из них можно понять про эту жизнь многое. Они способны рассказать о ней порою лучше не только учителя, но и мамы с папой. И — чего греха таить — лучше книг. Точнее, не лучше, а доступнее.
Читают сейчас все меньше. Сложные, умные книги тем более читают все меньше. А вот хорошее кино авось осилят. И что-то для себя поймут.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов