В стране, которая является самой курящей в мире в относительных величинах и только Китаю уступает в абсолютных, где курят с 10-летнего возраста, а среди взрослых «затягиваются» 44 млн человек, такой закон — бомба. Потому что касается он фактически всех, а в правах ущемляет большинство.
Удар по табаку сродни удару по водке. То есть по краеугольным камням нашей национальной идентичности. Это покушение на основы похлеще Pussy Riot. Если, конечно, все именно в таком виде и будет принято. И если, разумеется, все это будет выполняться в стране, где фактически ни один закон не работает. А закон, который посягает на основы, будут нарушать с душой и с чувством, что поступаешь и правильно, и справедливо.
17 января комитет Госдумы по охране здоровья определился, как должен выглядеть «антитабачный закон». С пристрастием к табаку решено бороться всерьез: у курильщиков возникнут сложности и с покупкой сигарет, и с местами, где можно покурить. (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)
Даже в западных странах тотальная борьба с курением не принесла должного эффекта. Хотя там народ как-то сам постепенно отказывается от табака и в целом проблема у них стоит не так остро.
Но как же нам-то быть? Я человек, который за 40 лет жизни не курил ни разу. Так уж сложилось. И находиться в задымленных помещениях мне физически тяжело. Хотя когда надо выпить пива в хорошей компании в хорошем месте, я мирюсь, как с неизбежностью, с перспективой вонять потом как пепельница и с желанием, придя домой, немедленно кинуться в душ отмокать.
Мне не нравится курение, но я готов войти в положение курильщиков. Я признаю за ними право на нездоровый образ жизни. И считаю, что механический репрессивный запрет на курение попирает их свободу и даже унижает людей, заставляя их реально мучиться. Курильщики нуждаются в «дозе» достаточно регулярно. Если они не смогут курить на улице, на работе, в кафе и так далее, то получится, что перекурить они сумеют утром перед началом трудового дня и вечером, придя с работы. Ну и что они там наработают, весь день только и думая о сигарете, пока их физически будет колбасить?
Вообще, хорошо известно, что запреты как таковые ни одну проблему не решили. Человек должен иметь причину для отказа от пагубной привычки. Мы пытаемся бороться с нездоровым образом жизни, но здоровый образ жизни никак не поощряем. Если бы некурящие и непьющие сотрудники получали прибавку к жалованию. Если бы те, кто мало болеет, имели надбавки и льготы. Если бы стимулировались занятия спортом и для таких занятий была создана нормальная и доступная инфраструктура. Тогда тем, кто, скажем, курит, был бы смысл бросить курить и укрепить здоровье. Но некурящие никаких преимуществ не имеют.
Социальная реклама абсолютно неэффективна. Она не информативна, неэмоциональна, убога и чисто формальна. У нас вообще как-то плохо получается пропагандировать добро. Может, потому что мы по природе не очень добры и порочны. Может, потому что на социальную рекламу дают мало денег и делают ее слабенькие авторы. Не знаю, но антиреклама табака никуда не годится. Я бы от нее отказался вовсе.
Потому что о том, что курить вредно, знают более или менее все. А курят не потому, что думают, что это полезно для здоровья. И откажутся от курения уж точно не потому, что увидят на пачке страшную надпись или картинку. И все эти многомиллиардные иски к табачным кампаниям от тех, кого якобы не предупредили о вреде сигарет и они докурились до рака легких, — просто циничный способ выколачивания денег.
Но что же, пустить все на самотек и порадовать табачных лоббистов и производителей отравы? Вовсе нет. Ограничения нужны, и ограничения серьезные. Но разумные! Сигареты не должны продаваться детям. Они не должны рекламироваться, кроме как в специализированных журналах. Они не должны быть общедоступны и продаваться открыто на каждом углу. Но в то же время курильщики не должны ехать всей толпой в единственный магазин многомиллионного города, чтобы купить пачку сигарет. Это должны быть специальные, желательно изолированные, отделы в магазинах, куда не пустят детей и с детьми.
Что же касается курения в общественных местах, то проблему эту нужно решать единственным способом: оборудованием зон для курения. Курение — часть ритуала в барах, да и в ресторанах. Если курящий и некурящий зал будут реально отделены друг от друга, а в зале для курящих будут действительно хорошая вентиляция и вытяжка, то пассивного курения можно избежать и не ущемлять ни права курящих, ни права некурящих.
В конце концов можно открыть специальные точки только для тех, кто курит. Привыкли вы смотреть футбол в баре с пивом и в дыму — вот для вас специальный бар, куда я, человек, плохо переносящий дым, просто не пойду.
Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева