Что происходит в Невинномысске: расследование «Особой буквы»

Федор ТРИПУЗОВ,

специально для «Особой буквы» из Ставропольского края

Волнения в Невинномысске, Госдеп и профессор МГИМО

Волнения в Невинномысске, Госдеп и профессор МГИМО
Репортаж из охваченного народным возмущением и стихийными акциями протеста Невинномысска: почему в провале кавказской политики Кремля местные власти обвинили Госдеп, ЦРУ и профессора МГИМО.
29 января 2013
К прошедшим выходным в федеральных СМИ стали просачиваться слухи, что на Ставрополье неспокойно. А уже в понедельник появились сообщения: на несанкционированном митинге в Невинномысске задержано больше 140 человек. Так, совершенно неожиданно для читающей Москвы выяснилось, что больше месяца в Ставропольском крае сохраняется напряженная обстановка, связанная с убийством двумя приезжими чеченцами жителя Невинномысска. В отличие от декабря 2010 года, когда о гибели Егора Свиридова и последовавших за ним акциях с требованием наказать преступников говорила вся страна, ставропольская «Манежка» почти никак не освещалась. Лишь в региональных выпусках ВГТРК прошел ряд телерепортажей. Но вместо анализа происходящего зрителям показали эдакую «Анатомию протеста», где зачинщиками стихийных митингов были названы партия «Новая Сила» и ее председатель, один из постоянных авторов «Особой буквы» профессор МГИМО Валерий Соловей. Его обвинили в связях с американской разведкой и сознательных действиях, направленных на подрыв территориальной целостности РФ. Мы не могли остаться в стороне и провели небольшое расследование того, что же действительно стало причиной волнений в Невинномысске, как реагировали краевые власти на всплеск народного возмущения и почему обо всей этой ситуации молчат государственные СМИ.

 

«Ставрополье — русское Косово?» Под таким заголовком вышла пару лет назад статья научного руководителя Регионального НИИ разработки проблем межконфессиональных отношений, этнополитики и этнокультуры Юга России при Пятигорском государственном лингвистическом университете, доктора политических наук, профессора Сергея Передерия. Автор приводит сведения, что в настоящее время Ставрополье стало своего рода «спасительной зоной» расселения для мигрантов из республик Северного Кавказа и Закавказья. Ученый утверждал, что еще до начала вооруженного противостояния в 1994 году из Чечни бежали 200 тыс. славян, значительная часть которых осела в Ставропольском крае. Туда же выехали русские из Дагестана и неспокойной Карачаево-Черкесии. Но наряду со славянским населением в край хлынул поток армян, грузин, осетин, чеченцев, даргинцев, карачаевцев. Соответственно, в этнодемографической структуре региона в течение постсоветского периода произошли серьезные изменения. Искусственный прирост населения за счет переселенцев из республик бывшего СССР привел к росту числа диаспор и количественному увеличению их численного состава. В течение последних пяти лет самый высокий коэффициент миграционного прироста имели армяне, чеченцы и ногайцы. Русское же население в поисках более безопасных мест проживания покидает «приграничные» и восточные районы края, что неизбежно ведет к смене этнического состава Ставрополья.

6 декабря в Невинномысске Ставропольского края двумя приезжими чеченцами был зарезан 25-летний житель города Николай Науменко. Убийцы беспрепятственно скрылись в Чечне. Это далеко не первое преступление со стороны горских соседей Ставрополья, но именно оно вкупе с бездействием полиции переполнило чашу народного терпения.

Жители Невинномысска вышли на улицы города — а это было в полном смысле слова стихийное выступление — с требованием немедленной поимки убийц. Однако мэр Невинномыска Сергей Батынюк, как рассказывают очевидцы, в достаточно хамской манере отказался общаться со «смутьянами». Возмущенные горожане ответили требованием отставки мэра.

Среди лидеров народного протеста волею обстоятельств оказалось ставропольское отделение политической партии «Новая Сила». Его члены попытались ввести стихийное, а потому чреватое эксцессами, массовое движение в правовые рамки и цивилизованное русло, сформулировав требования к краевым властям. Помимо требования поимки убийц русского парня и отставки мэра Батынюка это были требования введения особого миграционного режима в Ставропольском крае и возвращения края из Северо-Кавказского федерального округа в Южный федеральный округ. Ведь жители Ставрополья напрямую связывают значительное ухудшение криминальной ситуации в крае с его пребыванием составе СКФО.

Была подана заявка на проведение в Невинномысске 26 января митинга под лозунгом «Ставрополье — не Кавказ!». Но ее отвергли, хотя 28 января аналогичную заявку ЛДПР удовлетворили. И все же возмущенные люди, несмотря ни на что, вознамерились выйти 26 января на улицы города.

Реакция краевых властей, пытавшихся замолчать политический кризис, оказалась беспрецедентно жесткой. В город были введены дополнительные силы полиции и фактически введено чрезвычайное положение. Лишь один, но весьма яркий пример: всех студентов Невинномысска вызвали в военкоматы, где заперли на целый день. На гражданских активистов было организовано беспрецедентное административное и моральное давление. Накануне и рано утром 26 января под разными предлогами всех их задержали.

Полиция не ограничилась «нейтрализацией» активистов. Под колпаком правоохранителей оказался практически весь город. Молодых и среднего возраста мужчин, даже подростков, хватали на улицах Невинномысска вне зависимости от того, что они делали и куда шли, и доставляли в отделение МВД. Вопреки закону, людей в массовом порядке вынуждали сдавать отпечатки пальцев. Ситуация в переполненном ОВД оказалась для многих граждан, среди которых были и тяжелобольные, фактической пыткой.

В общей сложности 26 января было задержано не менее 200 человек, что для небольшого Невинномыска огромная цифра.

В краевых выпусках канала ВГТРК прошел ряд телерепортажей, где партия «Новая Сила» и ее председатель, профессор МГИМО Валерий Соловей, обвинялись в связях с американской разведкой и сознательных действиях, направленных на подрыв территориальной целостности России. Качество этой «аналитики» таково, что на ее фоне печально знаменитые фильмы «Анатомия протеста» выглядят образцом непредвзятого и высокопрофессионального расследования. Настоятельно советуем его посмотреть.

«Особая буква» внимательно изучила этот ролик. К примеру, на чем основано утверждение ставропольских телевизионщиков о связях Соловья с ЦРУ и Госдепом? На том, что поисковые системы Google и Yahoo выдают около трех десятков ссылок, где фамилия Соловей упоминается рядом с фамилией бывшего сотрудника Госдепартамента США Пола Гобла. Причем во всех этих ссылках Гобл цитирует интервью, статьи или книги профессора Соловья.

Что уж говорить, очень интересная методика поиска «шпионов». Мы тоже решили ее опробовать. Ради интереса рядом с фамилией Гобла мы «вбили» в поисковики фамилию президента РФ. И оказалось, что Владимир Путин соседствует с «матерым волком американской разведки» более чем в 50 тыс. интернет-ссылках.

«Особая буква» обратилась за комментарием к Валерию Соловью. По словам нашего собеседника, поскольку репортаж ставропольского ВГТРК представляет животрепещущий общественный интерес, то для его прояснения, а также для защиты своей чести и достоинства он решил обратиться в суд. Причем в случае получения им денежной компенсации Соловей публично обещал передать ее семье убитого чеченскими бандитами Николая Науменко.

Ситуация в Невинномысске не остывает. Жестокое насилие вызвало у горожан не страх, а ненависть и желание сопротивляться. Невинномысским кризисом — точнее, откровенно некомпетентными и противоправными действиями краевой администрации — всерьез заинтересовались в Москве.

Судьба мэра Сергея Батынюка, похоже, уже предрешена. На повестке — чистка краевой администрации и полиции. Но разгоряченных местных жителей кадровые перестановки в качестве «решения проблемы» уже вряд ли устроят.

 

Материал подготовили: Федор Трипузов, Мария Пономарева, Александр Газов