Как Госдума принимала законопроект о «резиновых квартирах» — репортаж с Охотного Ряда

Татьяна РЯЗАНОВА,

парламентский корреспондент «Особой буквы»

Россиянам и мигрантам указали их место жительства

Россиянам и мигрантам указали их место жительства
Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили инициированный Владимиром Путиным закон, ужесточающий наказание за нарушение правил регистрационного учета россиян по месту жительства и миграционного учета иностранцев и лиц без гражданства.
15 февраля 2013
Нижняя палата парламента продолжает заботиться о благополучии граждан, принимая сомнительные по качеству законопроекты. 15 февраля первое чтение прошли президентские поправки в миграционное законодательство, которые могут повлиять на жизнь миллионов россиян, снимающих квартиры. Думская оппозиция утверждает: российских граждан, по сути, приравняли к нелегальным мигрантам внутри родной страны.

Еще во время предвыборной кампании Владимир Путин обещал ужесточить правила регистрации вплоть до введения уголовной ответственности. Обещание он выполнил через год, внеся соответствующий законопроект в Госдуму.

В общем-то, идея, как всегда, благая: ситуация в сфере регистрации граждан, если говорить корректно, аховая. Часть россиян не регистрируется в своих временных пристанищах, но острее всего стоит проблема с нелегальными мигрантами из бывших союзных республик. Гости страны обязаны зарегистрироваться по месту жительства или временного пребывания, но они предпочитают урегулировать эти вопросы покупкой регистрации в так называемой резиновой квартире.

В пятницу, в ходе обсуждения законопроекта, полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх неоднократно повторял, что сама система регистрации и количество документов, необходимых для ее проведения, останутся прежними. Не изменится и уведомительный характер этого действия, напирал Минх, подчеркивая, что конституционные права граждан не пострадают.

Так как же президент собирается победить «резиновые квартиры»? По его мнению, необходимо просто увеличить штрафы для тех, кто живет в квартире или доме, не уведомив об этом госорганы, ну и для нечестных собственников жилья. 2—3 тыс. рублей — штраф для первых, 2—5 тыс. — для вторых. Поскольку доходы в Москве и Санкт-Петербурге у населения выше, то и наказывать рублем их нужно строже — до 5 тыс. рублей, а собственников жилья — до 7 тыс. Напомним, сейчас нарушители пополняют государственную казну только на 2,5 тыс. рублей.

А чтобы все поголовно не побежали «рисовать» справки в специальных конторах или напрямую у сотрудников ФМС, за такую находчивость предлагается ввести штраф от 100 до 500 тыс. рублей, принудительные работы либо лишение свободы на три года.

Глава думского Комитета по государственному строительству Владимир Плигин заявил, что граждане нашей страны давно ждали адекватных и эффективных мер, способных решить проблемы в миграционном законодательстве.

Коммуниста Алексея Корниенко интересовало, кто будет выявлять, проживает ли человек по месту регистрации или нет. «Правоохранительные органы, соседи?» — допытывался он.

Гарри Минх ответил, что будут работать органы внутренних дел — в частности, участковые, «которые должны иметь достаточно хорошие контакты с жителями. Заявления от соседей тоже будут поступать и становиться поводом для наказания нарушителей».

Член «Справедливой России» Дмитрий Гудков поинтересовался, правильно ли вводить, по сути, крепостное право для граждан, уравнивая их в правах с гастарбайтерами. Он предположил, что собственника, сдающего квартиру нескольким людям, могут оштрафовать за каждого нелегального жильца по отдельности.

Минх был категоричен: «Мы никоем образом ни технологию, ни понятийный аппарат, ни понимание того, какой у нас регистрационный учет, не меняем. Он как есть, так и останется уведомительным. Не надо говорить, что мы наших людей низводим до гастарбайтеров. Гастарбайтеры — тоже люди, которые работают на тех местах, куда москвича, извините, палкой не загонишь».

Не меньше вопросов у парламентариев вызвала одинаковая ответственность за нарушение правил регистрации для иностранных граждан и россиян. Эсер Олег Нилов возмущался: «Мы смешали и граждан РФ, и трудовых мигрантов… Хочу отметить, что штрафы для граждан России уравнены со штрафами для мигрантов, нарушающих миграционное законодательство. Это несправедливо, неправильно».

Член ЛДПР Ярослав Нилов подытожил: «Если стиль работы ФМС и МВД не изменится, то можно закон не принимать». Но думское большинство этот тезис проигнорировало и документ одобрило.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева