«Как только обрушилась на нас путинская стабильность, официальная Православная церковь снова подстроилась под ситуацию, покорившись всем основным направлениям государственной работы, — пишет Белковский. — Похоже, в гипотезе о существовании Бога эта церковь уже не нуждается. Ее бог живет в резиденции «Ново-Огарево», апостолы же подвизаются в профилированных кремлевских корпусах».
Первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат от «Единой России» Михаил Маркелов потребовал провести прокурорскую проверку и возбудить уголовное дело на политолога по статьям «Клевета» и «Экстремизм». «Навязывание реформ церкви, предложенных Белковским, является провокацией. К сожалению, духовное просвещение сталкивается зачастую с мракобесием», — возмущается Маркелов.
Глава комитета по регламенту, единоросс Сергей Попов выразился чуть мягче, посоветовав духовенству обратиться в прокуратуру с просьбой проверить изложенные в статье Станислава Белковского тезисы на экстремизм, передает Lenta.Ru.
А замсекретаря Генсовета «Единой России» Андрей Исаев увидел в статье политолога гораздо больше: покушение оппозиции на основы государственности. «От тактики блицкрига «белоленточники» переходят к новой тактике — к разрушению опор и основ государственности. В последнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин говорил о скрепах, на которых держится общество. Именно на эти скрепы сейчас и покушается несистемная оппозиция», — считает он.
В свою очередь, сенатор Валерий Рязанский обнаружил в публикации «антицерковную кампанию»: «Если в начале антицерковной кампании либералов не устраивал только Патриарх, то теперь сама церковь, по их мнению, должна уйти в небытие, просто самоустраниться».
Такой реакции на свою статью — во многом сатирическую — Станислав Белковский, наверное, не ожидал. Но результатом он должен быть доволен: обе палаты парламента оторвались от законотворческого процесса, остановили «взбесившийся принтер», вступив в борьбу с разрушителями «основы основ». Важнее проблем в России, конечно же, нет.
Директор Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что реакция депутатов и сенаторов на статью Белковского вполне укладывается в рамки консервативной волны, утвердившейся в российской политике. «Сейчас среди депутатов принято политкорректно защищать религию, национальную идентичность. Депутаты демонстрируют, что они защитники церкви. Выразить ей поддержку — это в том числе выразить лояльность», — говорит эксперт.
Наш собеседник затрудняется делать прогнозы о возможном уголовном деле в отношении Белковского: «Все будет зависеть от желания власти. Захочет — раскрутит». Но политолог сомневается, что власть зацепится именно за эту историю: был противоречивый опыт с делом Pussy Riot, вспоминает он, но там хотя бы ситуация была в храме, а тут просто высказанное мнение.
Журналист, член Координационного совета оппозиции Сергей Пархоменко отмечает, что ничего конкретно депутатов в публикации не задело — ими движет страх за себя:
«Депутаты видят, что, по сути, происходит народная кампания по выведению их на чистую воду. Им страшно. Они в ответ могут пугать тех, кто кажется им соперником, — блогеров, журналистов и политологов. Вот пугают таким способом — будут устраивать множество показательных скандалов и процессов в надежде, что они информационное сообщество запугают».
Материал подготовили: Ксения Федорова, Мария Пономарева, Александр Газов