Рискнем предположить, что и наверху догадываются о невысокой эффективности «народных дружин». Зачем же они тогда нужны?
Очевидно, что создание «дружин» (за редкими исключениями, о которых речь пойдет ниже) имеет весьма опосредованное отношение к защите правопорядка. Создавая подобные формирования, власти представляют это как народный порыв. Вот так якобы правительство и общество совместно решают наболевшие проблемы. Кроме того, неугомонных борцов за справедливость лучше держать под официальным контролем.
Всевозможные «бетмэны-супермены», конечно, не представляют серьезной опасности, но наше государство традиционно относится с подозрением к любой самодеятельности.
Возможно, именно по этой причине разнообразные «дружины» множатся как грибы после теплого летнего дождя. Так, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев призвал казаков принять участие в патрулировании улиц городов и станиц. Его московские единомышленники решили, что столица не должна отставать от «Замкадья», и в ноябре 2012 года к Белорусскому вокзалу вышел отряд «станичников» преклонного возраста. Правда, их дебют оказался на редкость неудачным. Либеральные блогеры и хипстеры, которые боялись, что казаки станут пороть нагайками гей-активистов и срывать футболки «Free Pussy Riot» с феминисток, от души посмеялись над теми, кто недавно внушал им страх.
Появилась даже конспирологическая версия: дескать, дефиле у Белорусского вокзала инспирировано врагами казачьего возрождения. Чтобы слово «казак» в массовом сознании ассоциировалось не с Ермаком и Разиным, не с Тарасом Бульбой и Григорием Мелеховым, не с землепроходцами и воинами, а с этими вот смешными дядечками. Которые, вместо того чтобы смотреть телевизор или играть в шахматы на бульваре, как все нормальные пенсионеры, пошли смешить народ неуставной формой несуществующего казачьего войска.
Впрочем, на юге казачьим дружинам предстоят более серьезные дела. Губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков распорядился выдавать дружинникам травматическое оружие. Наблюдатели отмечают, что ситуация в крае подозрительно похода на положение в Чечне в 1990—1991 годах. На Ставрополье идет вялотекущая война между казаками и криминальными выходцами из северокавказских республик, которые не стесняются использовать оружие для «самоутверждения».
Конечно, никто не считает, что казаки должны отмахиваться от преступников книжечками Конституции. И более либеральный закон о гражданском оружии, который позволит вооружиться всем законопослушным гражданам, охладил бы многие горячие головы: ведь криминальные «герои» храбры потому, что не надеются встретить адекватный отпор. Но в ситуацию на Ставрополье следовало бы вмешаться правоохранительным органам и судам. И не ловить мифических «русских фашистов», а заняться теми, кто пытается утверждать в крае бандитские порядки.
В феврале глава Департамента региональной безопасности Алексей Майоров, выступая на заседании правительства Москвы, объявил о создании народной дружины для содействия Федеральной миграционной службе. Задача дружинников — патрулирование территории Москвы и помощь сотрудникам УФМС в задержании нарушителей в лице нелегальных мигрантов.
Народные дружинники будут помогать ФМС бороться с нелегальными мигрантами в Москве. Им разрешат проверять регистрацию у арендодателей и контролировать работу гастарбайтеров на столичных предприятиях. (ДАЛЕЕ)
Словно в ответ, вице-губернатор Северной столицы анонсировал создание мигрантских дружин.
Логично предположить, что в ближайшее время подобные формирования появятся во многих городах России. И, скорее всего, встречи «антимиграционных» дружинников с дружинниками от диаспор будут не слишком мирными. Скорее всего, дело не дойдет до романтической резни, как между гвардейцами кардинала и мушкетерами короля в классическом романе Александра Дюма. Но лишь по той причине, что шпаги сейчас вышли из моды…
Еще одна опасность: появление официальных мигрантских дружин даст старт появлению полулегальных формирований представителей диаспор. На словах они будут защищать своих соплеменников от притеснения со стороны полиции и ультраправых хулиганов. На деле — навязывать окружающим свои представления о законе и морали. Запад через это уже прошел. Пример — движение «черных пантер» в США, которое начинало с радикальной защиты прав цветного населения, но быстро скатилось к банальному бандитизму и террору. Сейчас по улицам Лондона ходят «шариатские патрули». Их бойцы уничтожают «неправильную» уличную рекламу, выгоняют из «шариатской зоны» прохожих, которые, по их мнению, одеты или ведут себя не так, как велит вера.
Примечательно, что и сами мигранты не поддерживают идею создания «народных дружин» при диаспорах. Так, Маджумдер Мухаммад Амин, президент Федерации мигрантов России, в беседе с «Особой буквой» раскритиковал петербургскую инициативу.
«Национальные диаспоры должны помогать своим людям получить легальный статус, адаптироваться среди местного населения, а не патрулированием заниматься, — сказал он — Межнациональная напряженность в стране уже есть. Это очень большая проблема, и она еще дополнительно обострится, если появятся такие патрули».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов