О темной стороне «антитабачного закона»

Дмитрий КИРИЛЛОВ,

трэш-экскурсовод по российской политике

Малый бизнес искоренят как вредную привычку?

Малый бизнес искоренят как вредную привычку?
По «антитабачному закону» сигареты исчезнут из продажи в ларьках. А кто этими ларьками владеет? В основном индивидуальные предприниматели, живущие, поверьте, вполне скромно. То есть без торговли сигаретами немногие из ипэшников вообще смогут выжить.
4 марта 2013
«Особая буква» и подкаст-терминал Podster.Ru представляют еженедельную авторскую передачу «Говорит Кириллов» — трэш-экскурс в российскую политику.

Итак, 25 февраля президент России Владимир Путин подписал-таки тот самый «антитабачный закон», сулящий курильщикам бездны ада и прочие египетские казни. А значит, надо разобраться, что же такое получилось. Этим Кириллов сейчас и займется. Кстати, сюрприз: ваш любимый трэш-экскурсовод более чем заядлый курильщик, так что закон его касается, и еще как.

Текст закона доступен каждому пользователю Рунета, поэтому разбирать документ на составные части Кириллов не будет. Превращать сегодняшний выпуск в провокацию бессмысленной ругани между курильщиками и некурящими тоже нет никакого смысла. А вот обозначить опасные нововведения, предусмотренные законом, как раз следует.

Для начала скажите Кириллову: почему антитабачный закон полностью запрещает электронные сигареты? Они, простите, не пахнут, а следовательно, решительно закрывают тему утомительных баталий между курильщиками и некурящими. Электронные сигареты, кстати, помогают бросить курить. То есть закон, принятый в том числе ради снижения количества курильщиков, запрещает устройство, помогающее в борьбе с этой вредной привычкой. Граждане, Кириллов все понимает... Но где тут логика?

Вроде бы главсанитар нашей родины Геннадий Онищенко говорил, что электронные сигареты опасны, потому что содержат никотин. Во-первых, Онищенко вообще много говорит, а сдержанность в речах — признак аристократизма. Во-вторых, существуют с полным на то основанием электронные сигареты с нулевым содержанием никотина. В-третьих, в сигаретах обычных вредных для курящего веществ в разы больше, чем в электронных. Возможно, в самом деле это чудо науки и техники в какой-то степени не так уж безвредно, но от лекарств тоже побочные эффекты бывают. Давайте запретим лекарства.

Однако пока получается смешное. Вот те самые сигареты из табака, бумаги и ватного фильтра авторы закона не запрещают, а всего лишь ограничивают возможности их потребления. Еще раз: закон подразумевает борьбу с курением, сигареты обычные остаются в продаже, а помогающие бросить курить электронные исчезнут из магазинов. Спасибо, конечно, что у авторов закона хватило ума не запрещать наши сигареты. Но скажите Кириллову: где был разум этих уважаемых людей, когда они решили сделать много зла электронному их заменителю?

Впрочем, черт с ними, с электронными сигаретами. Если долго и натужно пытаться найти логику в куртуазном образе мысли авторов закона, то можно сойти с ума. В тексте этого манускрипта, кстати, много веселья для нас приготовили запасливые его демиурги.

Например, сигареты исчезнут из продажи в ларьках. Вот этими ларьками владеет кто? В большинстве своем индивидуальные предприниматели, живущие, поверьте Кириллову, вполне скромно. Согласитесь, что доходы владельцев X5 Retail Group выше, чем доходы скромного бизнесмена, управляющего парой ларьков в спальном районе.

В ларьках покупают, как правило, что? Сигареты там и покупают, вот же сюрприз! То есть индивидуальных предпринимателей лишают существенной доли прибыли, а значит, немногие из них вообще смогут выжить в новых условиях.

Кириллов, кстати, хотел бы напомнить, что не так давно платежи ИП в Пенсионный фонд выросли в два раза и составили 35 665 рублей против прежних 17 208 рублей. Разумеется, платежи эти и раньше повышали ежегодно, но куда гуманнее все-таки. Тем временем по данным на 1 февраля 2013 года в России всего за два месяца закрылись 5 процентов ИП. Как подозревает Кириллов, изъятие сигарет из продажи в ларьках сделает эти цифры куда внушительнее.

Итак, что получается? Во-первых, закон, вроде бы принятый ради благих целей, лишает курильщиков хорошего способа бросить вредную привычку. Во-вторых, закон усугубляет дискриминацию малого бизнеса, что Кириллова, сурового правого либерала, решительно настораживает.

Ну а что вы хотели? Вы серьезно ждали продуманных законов от нынешних депутатов? От них не дождетесь. Поэтому марш на выборы! Вот, в Мосгордуму выборы не за горами. Делайте, так сказать, выводы или дальше терпите нынешних парламентариев.

Однако давайте послушаем, какие выводы сделает сегодняшний гость! Встречайте экс-генерального директора торговой сети «Пятерочка», основателя и управляющего партнера Management Development Group Дмитрия Потапенко.

Как вы считаете, запрет на продажу сигарет в ларьках может отразиться негативно на этом бизнесе? Смогут ли владельцы ларьков вообще выжить?

На мой взгляд, владельцы малого бизнеса вообще не смогут выжить по той причине, что позиционирование малого бизнеса в России, как оно есть, меня ужасает… Разница между тем, как ведет себя малый бизнес здесь и на Западе, кардинальна. Безусловно, сейчас малый бизнес сконцентрирован на продаже пива и сигарет. Но искать альтернативу этому они не могут и, по-моему, не хотят. И второе — больше, чем первое.

Чем, на ваш взгляд, обусловлен запрет продажи электронных сигарет, которые как раз помогают бросить курить? Может быть, не обошлось без табачного лобби?

Конечно, это классно — все списать на великого парня Лобби. Вообще, кто-то из великих сказал, что классно думать, что есть заговор, ведь заговор — это самое простое решение. Взял винтовку, поставил этого заговорщика на штыки, и типа все хорошо. А все на самом деле еще проще, когда никакого заговора нет.

Я не уверен, что электронные сигареты помогают бросать курить. Но я точно могу сказать, что электронные сигареты являются крайне слабой альтернативой сигаретам реальным. Ну, если бы я был табачной компанией, я бы выкупил производителей электронных сигарет. Потому что с их-то миллиардами это какая-то мелкая сошка, которая якобы что-то там у них отбивает. Это детский лепет, и несерьезно даже рассматривать вариант, что «Филипп Морис» или кто-то еще из магнатов боятся, что у них кто-то что-то отнимает.

Допустим, после резкого подорожания сигарет многие перейдут на махорку, а ретейлеры повысят цены на другие продукты, чтобы снизить издержки, что ударит по кошелькам, в том числе некурящих. Вы допускаете такой вариант?

В экономике всегда работают простые механизмы. В ретейле работают девять уровней ретейлеров. Палатки, если брать этот уровень, закроются просто по причине того, что не сумеют переориентироваться. Если мы говорим о каком-то крупном ретейле, то это бредятина. Дело в том, что любой ретейл существенно меньше, чем табачные компании. А табачные компании сами устанавливают цены на конечную продукцию. Они могут сами как-то на этом сыграть.

Но я бы на их месте ничего не делал — спрос на их продукцию ничуть не уменьшится из-за этих так называемых методов борьбы за здоровье нации. Даже нет смысла начинать говорить о том, что сигареты подорожают и цены будут как в Штатах.

Дело в том, что наше правительство очень цинично. Государевы мужи. Они тупо пополняют бюджеты и ни за какое здоровье нации не борются. Они тупо борются за то, чтобы в бюджете было что пилить, вот и все.

Я не с одним уже государевым мужем общался в кулуарах. И говорят, что, мол, никакой бизнес никаких дивидендов в государственную казну не приносит. Основное, что приносит, — это, извините, сырьевая игла. А если думаешь, что газ и нефть типа кончатся, не забывай: у нас есть еще лес, вода, территории и так далее. А ты, мол, со своим бизнесом иди лесом.

Так что зря так эмоционируют люди в нашей стране, что платят государству что-то. Основные налоги — это наши недра. Они их распределяют в своих интересах.

— Я правильно вас понял, что если цены на сигареты вырастут, то спрос на них не изменится? И все эти табачники и те, кто за ними стоит, просто будут получать больше денег? 

Ну, не совсем так. Спрос просто сдрейфует. Люди, сидящие на наркоте — водочной, пивной, табачной, — просто сдрейфуют. Кто-то перейдет на клей. У каждого свой выбор будет.

 

Материал подготовили: Дмитрий Кириллов, Александр Газов