Госдума узнала, что на самом деле происходит с российскими сиротами на родине и за ее пределами

Татьяна РЯЗАНОВА,

парламентский корреспондент «Особой буквы»

Родина не мать и не мачеха

Родина не мать и не мачеха
Спустя несколько месяцев после принятия «закона Димы Яковлева» Дума заслушала отчет, как действительно решается в стране проблема сиротства. Статистика ужасает: сегодня в России 118 тыс. детей-сирот, а семей, готовых к усыновлению, всего 16 тысяч.
22 марта 2013
В пятницу на Охотном Ряду в очередной раз обсуждали больную тему усыновления сирот, поднятую после запрета гражданам США брать в семьи детей из России. Депутаты узнали страшную статистику: в стране детей-сирот в семь раз больше, чем семей, готовых к усыновлению. Заседание нижней палаты проходило при участии министров и генпрокурора, от которых ждали предложений и отчета исполнительной власти о мерах, принимаемых государством по защите маленьких граждан, оставшихся без родителей.

От правительства выступала вице-премьер Ольга Голодец, которая начала с рассказа о том, что сегодня в стране без семьи осталось 118 тыс. детей. «Это те дети, которые находятся во Всероссийском банке данных», — пояснила она. Напомним, Голодец была против принятия «закона Димы Яковлева», и, как недавно признался еще один зампредседателя правительства Аркадий Дворкович, с ней были согласны большинство членов кабинета министров.

Чуть позже генпрокурор дал понять, что эти цифры, скорее всего, неполные. По словам Юрия Чайки, прокуроры выявляют факты несвоевременной передачи сведений в региональные банки данных о детях-сиротах: «Иногда такие сроки достигают семи месяцев. Например, в Кемеровской области соответствующий банк содержал сведения лишь о 130 из более чем 4 тыс. нуждающихся в устройстве в семьи детей».

Голодец констатировала: число сирот в России растет: «К сожалению, численность детей, которые впервые стали сиротами в 2012 году, по сравнению с 2011 годом у нас увеличилась. Таких детей в прошлом году было выявлено 74,4 тыс. человек. Это ужасающая статистика, особенно если мы понимаем, что 44 тыс. из этих детей — это дети, у которых родители живые».

Она рассказала, что в семьи попали чуть более 61 тыс. сирот, а количество желающих принять к себе ребенка уменьшается. «Очередь на усыновление с 18 тыс. сократилась до 16,5 тысячи. Нам бы хотелось, чтобы число таких семей росло. И мы будем создавать все условия для того, чтобы устройство в семью было привлекательным, в том числе для семей».

Помочь в этом, в частности, должно снятие некоторых бюрократических препятствий. Например, отмена обязательного ограничения по разнице возраста между ребенком и усыновителем. Раньше она составляла 16 лет. Теперь суд будет решать, может ли старший 18-летний брат или сестра забрать своего братика или сестренку из детского дома, либо пожилые бабушка и дедушка своих внуков.

Замминистра образования и науки Игорь Реморенко напомнил, что с 1 января 2013 года при усыновлении ребенка-инвалида выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей. «Значительно увеличатся налоговые вычеты для родителей и усыновителей, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид», — заявил чиновник. Однако Голодец ранее подчеркивала, что в основном россияне стремятся усыновить маленьких и здоровых ребятишек.

Реморенко обратился к больной теме — усыновлению российских сирот американцами. По его словам, соглашение с США о сотрудничестве в области усыновления детей все-таки будет действовать до 1 января 2014 года. «Это позволит нам требовать от американской стороны исполнения его положений в части осуществления контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей», — пообещал он.

А министр иностранных дел Сергей Лавров, в свою очередь, заверил, что государство и после этого будет «продолжать мониторинг положения детей из России, используя механизмы двусторонней Консульской конвенции 1964 года».

Из выступления Реморенко стало понятно, что не так уж милосердны американские суды к своим гражданам, которые истязали наших детей. Начиная с 1996 года случаев гибели было 20: в США 19, один в Канаде. «Правоохранительные органы иностранных государств, как правило, реагируют на случаи жестокого обращения с детьми независимо от происхождения ребенка, — говорил замминистра. — Большинство усыновителей, виновных в гибели российских детей, были приговорены к различным, в том числе и значительным — 15–20–30 лет и более — срокам лишения свободы». Но добавил, что «в последнее время американские судьи вынесли ряд неоднозначных решений, представляющихся в том числе, по мнению американской прокуратуры, неоправданно мягкими, фактически освобождающих усыновителей от ответственности».

Об отсутствии понимания между российской и американской стороной по этому вопросу говорил и Юрий Чайка. По его словам, Россия отправила 19 запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам, расследуемым Следственным комитетом РФ по фактам убийств и насилия, совершенных в США в отношении российских детей. «Получено лишь семь ответов, и только в одном случае запрос удовлетворен», — посетовал генпрокурор.

Он не мог обойти и скандальное дело о гибели Максима Кузьмина: «Суд присяжных постановил о недостаточности доказательств для предъявлении обвинений супругам Шатто. Также американской стороной заявлено, что смерть Максима наступила в результате несчастного случая».

Чайка заявил, что СКР в феврале возбудил свое уголовное дело по этому факту, сейчас проводятся следственные действия. «Параллельное расследование не противоречит национальному законодательству», — объяснил он.

Единоросска Ольга Баталина, взявшаяся подвести итоги выступления членов правительства и генпрокурора, была категоричной: «Ситуация с Максимом Кузьминым, конечно, вызывает крайнее недоумение у депутатов Госдумы, потому как до сих пор, несмотря на известную причину смерти мальчика, не выяснены обстоятельства нанесения ему этой смертельной травмы».

«Российское общество настроено достаточно жестко вообще к международному усыновлению, и месяц от месяца количество россиян, которые поддерживают полный запрет на международное усыновление, возрастает, — утверждала депутат. — В феврале по социологическим опросам оно составило 53 процента. Мы полагаем, что международное усыновление должно быть вытеснено естественным образом развитием института национального усыновления».

Баталина отметила, что вызывает уважение позиция депутатов, которые считают, что усыновление международное нужно оставить только с теми странами, с которыми у России подписаны двусторонние международные договоры и соглашения.

Но подобные документы до сих пор не подписаны с Испанией, куда в 2011 году было усыновлено 685 детей, Германией — туда уехали 215 детишек, Ирландией — 129 сирот отправились туда, Израилем — где обрели семьи 87 маленьких граждан.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов