По наблюдениям журналиста «МК», воочию наблюдавшего это историческое событие, южноафриканцы организовали прием из рук вон плохо. «Ни один сотрудник огромного Центра международных конференций (ЦМК) не мог ответить даже на простейший оргвопрос. Непременной для саммита любого уровня трансляции происходящего в международный пресс-центр не было — лишь под вечер внесли несколько телевизоров. Работу службы безопасности тоже можно назвать уникальной: охране в 90 процентах случаев было все равно, кто, куда и с какой целью перемещается по территории «Чиф Альберт Лутули». «Досмотровая зона» перед входом в пресс-центр представляла собой рамочку металлоискателя высотой чуть ли не по пояс досматриваемому и мокрый от ливня «рентген» для сумок, к которому была привязана полосатая ленточка, видимо, обозначающая место, где проходить не следует», — пишет он.
При появлении российской делегации хозяева саммита решили показать, что такое настоящая государственная безопасность. Так, от адъютантов Владимира Путина потребовали предъявить к досмотру секретные чемоданчики. Что же касается президентской охраны и сотрудников протокольной службы, то их попросту вытолкали за дверь.
Тесное взаимодействие российской и южноафриканской служб безопасности запечатлено на видео. Невысокие, но исключительно уверенные в себе африканцы подталкивают к выходу своих российских коллег, приговаривая: «Out, out!» «Че аут-то?» — недоумевает один из сотрудников службы безопасности лидера РФ, глядя поверх берета южноафриканца. Тот оставляет без внимания столь ясно заданный вопрос, и россиянам все же приходится «аут».
Ретивые местные охранники пытались не пустить на заседание даже министра иностранных дел Сергея Лаврова и помощника президента по международным делам Юрия Ушакова. Но им удалось буквально прорваться в зал заседаний во время конфликта силовиков, когда СБП отвлекла на себя все внимание южноафриканских «церберов».
«Полковнику позвони!» — сказал один из российских офицеров охраны другому. «Неизвестно, помогло ли вмешательство загадочного полковника, но через пару минут нашу охрану и прочих делегатов все же провели в здание. Правда, с черного входа, через автопарковку», — фиксирует события журналист «МК».
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заметил по поводу случившегося, что «футбол удается южноафриканцам лучше, чем организация саммита».
Усердные южноафриканские служаки стали главными действующими лицами, не побоимся этого слова, международного скандала. Но несправедливо было бы возлагать на них всю ответственность за произошедшее.
Конфликт у входа в Chief Albert Luthuli House — это, конечно, недоработка дипломатов. Коль скоро ЮАР не имеет опыта подобных конференций, коллеги по BRICS должны были разработать подробный сценарий встречи. В этом документе следовало досконально расписать такие тонкости, как количество сопровождающих лиц, степени допуска участников конференции, порядок перемещения делегатов по территории и тому подобное. Данный сценарий нужно было донести до сведения всех участников встречи, включая обслуживающий персонал, а в первую очередь — до сотрудников службы безопасности. И в случае нарушения установленного порядка спрашивать с провинившихся по всей строгости, заявлять неудовольствие по дипломатическим каналам.
Особенно следовало озаботиться протоколом российской стороне. Наши высшие чиновники почему-то никак не могут осознать, что их полномочия, статус и привилегии заканчиваются за границами РФ. Здесь они небожители с мигалками и корочками, но за рубежом всего лишь иностранцы, пусть даже очень важные.
Там полицейские не станут вытягиваться по стойке «смирно» при виде удостоверения ФСБ, ФСО или другой важной конторы — если только не получат соответствующего указания от своего начальства.
В России воля высших чиновников является решающим аргументом в спорах «хозяйствующих субъектов», они устанавливают, кто на самом деле выиграл тот или иной тендер. Но в любой другой стране, хоть в США, хоть в Кирибати, самые крутые российские госкорпорации, самые близкие к Кремлю бизнесмены не более чем участники экономического процесса и их выигрыш никем не предрешен.
В России «слуги народа» летают на бронированных лимузинах по освобожденным от машин народа проспектам. Но по ту сторону границы принимающая сторона может почему-то забыть разогнать автолюбителей, которые на растленном Западе являются еще и избирателями. И тогда может произойти конфуз, подобный тому, что случился с российским президентом в Великобритании в 2003 году. Тогда он опоздал на встречу с королевой Елизаветой II, так как его кортеж попал в пробку.
И наконец, было бы неплохо, если бы сотрудники, сопровождающие российских лидеров в зарубежных поездках, немного знали распространенные языки международного общения. Как минимум английский. Потому что южноафриканские зулусы, сото и тсвана, скорее всего, плохо понимают по-русски при всем уважении к нашей стране.
Хотя последнее не стоит переоценивать. Согласитесь, трудно представить, что горячие южноафриканские парни принялись бы расталкивать охрану Барака Обамы, Ангелы Меркель или Дэвида Кэмерона. Или чтобы заступили дорогу советским товарищам, сопровождающим «дорогого Леонида Ильича»: какой бы комичной ни казалась кому-то фигура престарелого Брежнева, в 1970-х — начале 1980-х СССР был мировым лидером, сопоставимым по мощности с Соединенными Штатами… Инцидент в Дурбане показывает: современная Россия не пользуется авторитетом даже у коллег по группе BRICS.
Потому что даже в этой группе наша страна не является лидером. «В 2012 году объем экономики Китая вырос на один триллион долларов, в России и Индии — на 100 миллиардов, а в Бразилии и Южной Африке — сократился. BRICS, по сути, превращается в Китай и RIBS, где Россия — всего лишь мелкий агент в группе обслуживающего персонала мощнейшей и развивающейся державы. Поэтому и конфликт с охраной Путина на саммите выглядит естественно — чего церемониться со второстепенными лицами…» — пишет блогер major7007.
Материал подготовили: Олег Савицкий, Владимир Титов, Александр Газов