В рамках переименования милиции в полицию были сокращены 22 процента сотрудников МВД, и теперь во многих регионах ощущается острая нехватка правоохранителей. Особенно печально обстоят дела в сельской местности, где один участковый числится сразу за несколькими деревнями, поселками, расположенными за десятки километров друг от друга. Уже несколько регионов обратились к Владимиру Колокольцеву с просьбой увеличить число полицейских.
Видимо, когда печальные последствия реформы стали совсем уж очевидны, работа над идеей массового участия граждан в охране общественного порядка пошла более интенсивно. И вот в марте на рассмотрении Госдумы оказался соответствующий законопроект. Он предусматривает, что граждане смогут лично помогать полицейским, участвовать в обеспечении порядка на массовых мероприятиях, работать внештатными сотрудниками полиции или народными дружинниками. Требования «внештатников» и дружинников россияне будут обязаны выполнять.
Материал по теме: «Народные дружинники будут помогать ФМС бороться с нелегальными мигрантами в Москве. Им разрешат проверять регистрацию у арендодателей и контролировать работу гастарбайтеров на столичных предприятиях». (ДАЛЕЕ)
В среду в Думе состоялись слушания, посвященные этому законопроекту. Открыла мероприятие единоросска Ирина Яровая, которая, как автор документа, объяснила цель его появления. По ее словам, задача законодателей — создать предпосылки и условия для того, чтобы региональные органы власти, органы местного самоуправления и правоохранители видели в инициативных гражданах партнеров, а не противников.
«В России сейчас есть запрос общества на оказание помощи правоохранительным органам. По данным ВЦИОМ, 88 процентов россиян согласны с тем, что граждане должны участвовать в помощи правоохранительным органам. Более половины из них готовы оказывать такое содействие», — продолжил развивать тему коллега Яровой по партии власти Анатолий Выборный. Он поведал, что в СССР 7 млн граждан участвовали в организации народных дружин. А сейчас эти дружины есть во многих странах: Японии, США, Великобритании.
«Только в 2012 году более 14 тыс. народных дружин стояли на учете органов власти и органов внутренних дел, более 190 тыс. народных дружинников участвуют в охране правопорядка. С их участием раскрыто более 32 тыс. преступлений, выявлено более 450 тыс. административных правонарушений», — заявил в свою очередь начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД Юрий Демидов.
Далее же участники слушаний перешли к высказыванию конкретных предложений по законопроекту. Как оказалось, ряд представителей общественных движений, которые уже занимаются, скажем, поиском пропавших людей, опасаются того, что законодатели слишком уже «зарегулируют» их деятельность. В частности, эту мысль высказал координатор поискового отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев: «Важно не зарегулировать эту деятельность так, чтобы добровольцам стало неудобно работать».
По его мнению, для добровольчества не требуется финансирование (кстати, никаких норм про финансирование в законопроекте и нет, что очень радует его авторов), как и серьезное законодательное регулирование. «Мировая практика показывает, что в тех странах, где почти нет никаких норм управления добровольцами, законодательных актов, там до 40 процентов населения занимается добровольческой деятельностью. Там, где добровольцы подпадают под закон, — этим занимаются менее 2 процентов населения», — говорил Сергеев, отметив, что приводит данные по Скандинавии и Греции.
А вот начальник городского штаба добровольной народной дружины Волгограда Сергей Коротенко уверен, что финансовая поддержка, пусть и минимальная, дружинникам должна оказываться. Сейчас волгоградские дружинники могут рассчитывать на 40 рублей в час, Деньги выделяет городская администрация. Но этого, конечно, им мало.
Материал по теме: «Порядок в Апраксином дворе Петербурга будут поддерживать «народные дружины» диаспор. Попытка изобразить «людской порыв» в обеспечении безопасности может выйти боком, когда мигрантская «народная дружина» столкнется со своими «славянскими» коллегами». (ДАЛЕЕ)
«Мы все-таки говорим о гражданской инициативе или платной деятельности?» — возмутилась Яровая.
«Хотя бы на троллейбусе-трамвае добраться до места службы», — парировал Коротенко.
Но единоросска осталась непреклонной. В законе, считает она, просто не может появиться норма о платной работе дружинников. «Это дискредитация самой идеи», — резюмировала депутат.
Ирина Яровая призвала собравшихся, быть реалистами: «Вы думаете, что дадут второй бюджет на создание нового МВД. Тогда нам проще поставить вопрос о том, что МВД нужно увеличить штат и профинансировать своих сотрудников. Хотя в зависимости от наличия средств можно некоторое количество денег дружинникам давать».
Но на многое «внештатным» полицейским рассчитывать все равно не придется. В законопроекте говорится о том, что граждане, активно участвующие в охране общественного порядка, должны поощряться объявлением благодарности, награждения грамотой, выдачей ценного подарка и лишь в исключительных случаях денежной премией. «За особые заслуги» их могут даже представить к госнаграде.
А вот норму о поступлении вне конкурса в вузы МВД для тех, кто два года проработал дружинниками, могут отменить. Дело в том, что такой льготы нет даже у штатных сотрудников полиции. На эту несправедливость указал Юрий Демидов. Однако он тут же попросил законодателей разрешить местным властям давать дружинникам право бесплатного проезда в общественном транспорте — такой опыт есть, в частности, у Москвы.
У общественников еще есть время попытаться повлиять на содержание документа. Он еще не принят даже в первом чтении. Вероятно, законодатели попытаются рассмотреть его уже этой весной.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов