Магазин на дому. Почти в буквальном смысле на дому
История конфликта жильцов дома на проспекте Невского в Петрозаводске и предпринимателей, пристроивших к зданию магазин, за несколько лет переросла в настоящую эпопею с участием прокуратуры, судов, властей города, голодающих граждан. За ней внимательно следят все карельские СМИ.
Газета «Столица на Онего» подробно описывает условия, в которых оказались жильцы дома №30 на проспекте Невского после того, как бизнесмены Цмугуновы пристроили торговый центр к их подъезду. Жить в доме стало тяжко: на втором этаже почти нет света, «летом крыша (магазина. — Ред.) накаляется настолько, что окна открывать нельзя. Дышать невозможно. С другой стороны здания поставили восемь больших кондиционеров. От них уже сейчас шум, а летом они начнут работать на полную мощность и что получится: здесь духота, окно не открыть, а там — монотонный гул, который действует на мозг. И все это прямо под окнами. Вытяжка бесконечно гудит».
Суды по делу о «Невском пассаже» — так называется торговый центр — идут уже три года. Первый суд в 2010-м выиграли жильцы. «Выиграли и стали ждать сноса постройки. Тогда, кажется, никто и предположить не мог, что один из них, непосредственно истец, пойдет за энную сумму на мировое соглашение с предпринимателями, заберет исполнительный лист и уедет из Петрозаводска и что жильцы снова подадут в суд, но начнут терпеть неудачу за неудачей», — рассказывает издание.
Суды выносят, мягко говоря, спорные решения. Например, было вынесено постановление взыскать с истцов-пенсионеров более 200 тыс. рублей судебных издержек. И это, несмотря на то что число борцов с пристройкой увеличилось: на сторону жильцов встала петрозаводская прокуратура, подавшая иск против предпринимателей братьев Цмугуновых с требованием снести сооружение.
«Вести Карелии» сообщают: надзорное ведомство установило, что бизнесмены нарушили право одной из собственниц квартир на пользование земельным участком, находящимся в общедолевой собственности и предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома.
Пресс-служба прокуратуры настаивает, пишет интернет-журнал «Республика», что в декабре 2010 года было вынесено судебное решение о сносе сооружения и все последующие суды, рассматривающие дело, были обязаны принять без проверки и доказательств установленные в ходе этой тяжбы факты.
Волей-неволей возникает вопрос: что ж это за могущественные бизнесмены Цмугуновы, если даже прокуратура не может с ними справиться? А власть, судя по всему, и не пыталась до недавнего времени. Но дело все же сдвинулось с мертвой точки.
Возможно, что на городских чиновников повлияла голодовка жильцов, которую те использовали как последний аргумент в затянувшемся конфликте. Отказались от еды трое, среди них два пенсионера. «Поговаривают, что у одного — больное сердце, у второго — группа инвалидности, но сами голодающие свои диагнозы обсуждать категорически отказываются», дабы не спекулировать на здоровье, рассказывают карельские СМИ.
Участники голодовки не только настаивали на отмене незаконных, по их мнению, судебных решений, но и требовали наказать чиновников, допустивших беззаконие. И только после начала акции власти зашевелились. С жильцами встретились глава Карелии Александр Худилайнен, мэр Петрозаводска, омбудсмен республики, сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора. «На нас с Романом сразу накинулись чиновники, рассказывавшие, как у них хорошо отлажена работа, к которой у нас не может быть претензий, — рассказал «Вестям Карелии» голодавший Михаил Гошкиев после полуторачасовой встречи с представителями власти. — И глава республики был настроен к нам недоброжелательно. Но после выступления чиновников дали слово мне. Когда Александр Худилайнен услышал нашу позицию, он понял, что в деле с незаконной пристройкой надо разбираться».
В результате принято решение о создании рабочей группы, в которую вошли жильцы дома, заместитель министра юстиции Карелии, прокурор города и зампрокурора республики. В течение двух недель участники группы должны выработать свои предложения по выходу из сложившейся ситуации. Они проверят законность правовых актов на разрешение строительства торгового центра «Невский пассаж» и ввод его в эксплуатацию.
Жители дома обещают возобновить голодовку, если и это не поможет решить проблему. А на 26 апреля назначено новое рассмотрение дела в суде. Истцы — жильцы и прокурор Петрозаводска.
Попугай и целый Сундук мертвеца
Вряд ли карельский вор-рецидивист Александр Сундук, видавший многие виды на своем веку, ожидал, что смерть ему принесет не холодный карцер в СИЗО, не полицейская пуля и даже не пресловутая злая собака, а попугай.
Воровская трагедия разыгралась в Петрозаводске, на улице Куйбышева. Супружеская пара — добропорядочные обыватели, работающие в одном из местных учреждений, — вернувшись со службы вечером, обнаружили свою квартиру распахнутой. Также в квартире имелся труп неизвестного мужчины.
Прибывшие на место медики установили, что причиной смерти мужчины был апоплексический удар, а полицейские, сверившись с картотекой, поняли: удар настиг их старого знакомого, домушника со стажем Александра Сундука.
«Сундук проник в чужое жилье с целью обворовать квартиру. Однако хозяева держали дома попугая, который знал всего одну фразу: «Куда лезешь, су…а!» Когда он ее отчетливо прокричал, преступника и хватил удар», — рассказал порталу «Петрозаводск-News» источник в правоохранительных органах.
Возбуждать уголовное дело не планируют в связи со смертью преступника.
ПАЗовая ситуация: часть первая
Жители Петрозаводска, хоть и северяне, но на происходящее в их городе реагируют с большим жаром. Опрокидывают, так сказать, стереотипы. В последнее время поводом для недовольства послужили автобусы ПАЗ, которыми петрозаводские пассажирские перевозчики наводнили город.
ПАЗ действительно не лучшая машина, даже по меркам отечественного автопрома. В Москве пазики ОМОН долгое время использовал для транспортировки «пленных» демонстрантов, но потом эти автобусы заменили специализированной техникой — автозаками. Однако во многих других городах России ПАЗы используются в качестве средства перевозки вполне законопослушных граждан, и ничего, граждане как-то терпят.
Но петрозаводцы не таковы, нет. На попытку приучить их к дурнопахнущим и неказистым автобусам горожане ответили серией писем и петиций в адрес городского руководства.
«Чем перед Вами так провинились жители города Петрозаводска? Что плохого они Вам сделали? Настолько ужасного, что Вы решили «извести» нас под корень?» — с такого классического в своей горести виража энтузиасты начали письмо мэру.
Далее жители живописуют ужасы ПАЗа: «Это же не автобус, это передвижная газовая камера. В салоне не просто запах, а настоящая вонь, исходящая от пластмассовой обшивки. Видимо, при нагревании испаряются все ядовитые смолы, что входят в ее состав. Кроме того, двигатель шумит и вибрирует так, что, кажется, будто на тракторе едешь, а не на городском автобусе».
Яду в письмо добавляет «внешний фактор»: автобусы в Карелию прибыли (по выражению авторов письма, «на проветривание») из Петербурга. В Петербурге-то о людях думают, в отличие от..!
«Вот только если весь электорат окажется недееспособным в результате массированной химической атаки питерских пришельцев, то кто тогда придет на пункты голосования в сентябре? Или выборы Вас уже не интересуют, господин мэр?» — завершают петрозаводцы свое письмо грозным намеком на грядущую электоральную нелояльность.
Полностью с текстом письма можно ознакомиться на сайте «КарелИнформ».
ПАЗовая ситуация: часть вторая
А вот еще один пример тлеющего народного протеста против злосчастных пазиков. В обращении к властям жильцов дома по улице Балтийской в Петрозаводске говорится:
«Практически вплотную перед нашими окнами выстраиваются ПАЗы с включенными двигателями. Скапливаются по 10—11 штук. Жильцы жалуются, что дышать в квартирах стало просто невозможно. И постоянный шум двигателей тоже действует людям на нервы. Никакие просьбы жильцов не возымели действия. Мы услышали только заверения директора (судя по всему, компании-перевозчика. — Ред.) Вайганова, что скоро здесь будет то ли оазис, то ли город-сад».
Осознавая, что ни оазиса, ни города-сада в текущую геологическую эпоху в Карелии не случится, жители стремятся хотя бы вернуть на обслуживание пассажирских маршрутов старого перевозчика вместо того, который принуждает их к ПАЗам. Горожане утверждают, что ПАЗы у нового перевозчика по комфорту уступают автобусам прежнего перевозчика.
«В ПАЗах холодно, ужасно пахнет и совершенно неприятно сидеть на целлофане, которым покрыты сиденья. Да, они более вместительные, но в нашем районе и в городе в целом нет необходимости перевозить людей как скот, затолкав всех в один большой сарай. Мы достойны лучших условий. И они у нас были, только почему-то администрация города взяла на себя право решать за нас, на чем нам ездить, чем дышать и с кем соседствовать», — цитирует петицию сетевое издание «Петрозаводск сегодня».
ПАЗовая ситуация: часть третья
Но на этом проблемы с ПАЗами для Карелии не заканчиваются.
Как сообщает сайт «Новости Карелии. Альтернатива», в прошлом году Минздрав республики и администрация Пряжинского района приобрели за 3,5 млн рублей передвижной фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) на базе все того же автобуса ПАЗ. Но сейчас выясняется, что этот ФАП имеет существенные недостатки. В частности, при работе теплогенератора, обогревающего салон автобуса, возникает сильный шум, что мешает работе фельдшера. Об уровне шума моторов ПАЗа смотрите текст выше. Поэтому медику приходится осуществлять прием пациентов в помещении старого здания ФАПа, чтобы иметь возможность послушать легкие больного. Сейчас же дорогой и бессмысленный передвижной ФАП на базе ПАЗа используется в Пряжинском районе только как обычный медицинский транспорт.
Кто ответит и ответит ли вообще за бездарно потраченные 3,5 млн рублей — непонятно.
Мышиная вузня
«Карельская губерния» рассказывает, как «успешно» проходит в регионе слияние Педагогической академии c Петрозаводским университетом.
По итогам мониторинга, который провело Министерство образования и науки, академия была признана неэффективной, хотя в этом вузе работают высококлассные специалисты и развиваются уникальные направления. Например, кафедра карельского и финского языков, где преподавались такие курсы, как введение в финскую диалектологию, традиции и обычаи Финляндии в аспекте лингвострановедения, фразеология современного финского языка, прибалтийско-финская топонимия, материальная и духовная культура коренных народов Карелии. Причем предметы читались не только на факультете иностранных языков, как это обычно бывает, но и у будущих воспитателей детских садов и учителей начальных классов. А для поступления на эти специальности выпускники сельских школ Карелии, Вологодской и Ленинградской областей имели возможность пройти бесплатное обучение на дневном подготовительном отделении.
Но так или иначе вуз решено было реорганизовать. А процесс слияния, как пишет «Карельская губерния», должен курировать помощник ректора ПетрГУ Андрей Макаревич.
«Особая буква» выяснила некоторые подробности биографии Макаревича. Это бывший командир авиаполка в Бесовце и бывший директор аэропорта Петрозаводск. Именно о его бездействии и пишет издание. Хотя как может человек, не имеющий отношения к высшему образованию, курировать столь сложный процесс, как реорганизация вуза?
«Полная неразбериха творится в стенах Карельской педакадемии. Сотрудникам вуза до сих пор непонятно, как они будут жить после реорганизации. На прошлой неделе в Педакадемии состоялось заседание ученого совета. Примечательно, что из ПетрГУ на заседание никто не пришел. Не было даже помощника ректора Андрея Макаревича, поставленного непосредственно курировать процесс слияния», — констатирует сайт.
В результате организационного хаоса сотрудники академии не знают, будет ли у них работа, а если да, то какая именно. «Не так давно на встречу вызывали технических работников вуза: им предложили уволиться по собственному желанию из КГПА, а после этого их готовы принять на работу в ПетрГУ, однако потери в заработной плате будут однозначно. Понятно, что от таких «выгодных» условий многие сотрудники отказываются», — пишет издание.
Учебный процесс идет, студенты ходят на занятия, но уже опечатываются хозяйственные помещения Педакадемии, а для получения канцелярских принадлежностей или бумаги преподавателям приходится обращаться в университет.
Судя по всему, циркулирующие в академии слухи о том, что их ждет не реорганизация, а поглощение ПетрГУ, верны. Изначально академию планировали превратить в три института: физической культуры, психолого-педагогический институт и институт иностранных языков. Утвердить эту схему должен был Петрозаводский университет, но пока этого не сделал и сделает ли, неизвестно. А его представитель Макаревич, которому доверили судьбу вуза, туда не особо захаживает.
Что объединяет Карелию, Удмуртию и Италию
Сайт «Новости Карелии. Альтернатива» публикует призыв к врачам региона присоединиться к «итальянской забастовке» ижевских медиков.
«Со 2 апреля 2013 года в Ижевске продолжается «итальянская забастовка» работников поликлиник, инициированная Межрегиональным профсоюзом работников здравоохранения «Действие» как метод борьбы с сверхэксплуатацией, грубейшими нарушениями требований охраны труда и снижением без того копеечных зарплат из-за введенной системы штрафов. 11 педиатров начали работу по инструкции и принимают нормативное количество пациентов, тратя на каждого не менее 15 минут, что соответствует законодательству, а не по 50 человек по 3 минуты, что снижает качество оказания помощи и несет вред здоровью работников. Рабочий день продолжается не более 8 часов, а не 12, как до акции», — цитирует издание информацию исполнительного комитета Конфедерации труда России.
Удмуртские медики, начавшие акцию, имеют шансы получить поддержку всей страны. Ведь нормативы по приему пациентов пишутся чиновниками правительства в Москве, а на практике выполнять их невозможно. Педиатрам, которые и начали кампанию, тем более. Трудно себе представить самого опытного врача, который может за 15 положенных по инструкции минут не просто вылечить, а хотя бы осмотреть грудничка.
В Удмуртии работники поликлиник пытались справиться с проблемой переработок и низкой зарплаты мирно, «обращаясь к местной и федеральной властям с требованием решить сложившуюся в здравоохранении Удмуртии и Ижевска ситуацию и вступить в конструктивный диалог с профсоюзом. Тем не менее чиновники полностью проигнорировали требования и ответили репрессиями. В ходе пресс-конференции министр здравоохранения Удмуртии Владимир Музлов угрожал участникам акции последующими штрафами. В настоящее время на председателя профсоюзного комитета Татьяну Мазаеву поданы иски в Верховный суд Удмуртии о признании забастовки незаконной», — пишут «Новости Карелии. Альтернатива».
В Карелии, как и везде в России, медицинский персонал в государственных поликлиниках и больницах работает в условиях постоянного цейтнота, нехватки оборудования и без достойной оплаты, не говоря уж о том, что принять 50 пациентов — нечеловеческая нагрузка. О каком качестве может идти речь в таких условиях? Так что призыв их удмуртских соседей вряд ли останется без ответа.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Роман Попков, Александр Газов