Во вторник группа депутатов Государственной думы выступила с законопроектом, запрещающим рекламу сексуальных услуг в СМИ.
«В настоящее время многие печатные СМИ допускают размещение на своих страницах объявлений физических и юрлиц об организации досуга, предоставления апартаментов, саун, массажа, обеспечения сопровождения, показа стриптиза и иных услуг. Эти объявления являются завуалированной формой объявлений об оказании сексуальных услуг. Подобные объявления размещаются лицами, организующими занятие проституцией», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, среди авторов которого такие звезды консервативной политики, как Екатерина Лахова и Сергей Железняк. По мнению инициаторов законопроекта, размещение перечисленных выше объявлений не только негативно влияет на общественную нравственность, но и «способствует распространению правонарушений и преступлений».
Предполагается внести изменения в ФЗ «О средствах массовой информации» и в Кодекс об административных правонарушениях. За публикацию объявлений об интимных услугах должностным лицам придется заплатить от 5 до 10 тыс. рублей, а штрафы для юридических лиц составят от 10 до 100 тысяч.
Идея законодателей, в общем, соответствует реакционному тренду, возобладавшему с весны 2012 года. «Закручивание гаек» в политике идет рука об руку с показной защитой нравственности. Если законопроект, запрещающий рекламу сексуальных услуг, будет принят, торговля телом в России будет изрядно осложнена. Реклама — двигатель торговли, а коль скоро товар затруднительно выставить на витрине в супермаркете, то без рекламы его продать практически невозможно. По логике следующим шагом должно стать ужесточение ответственности за организацию проституции, а также за занятие проституцией и покупку интимных услуг.
Вот только вряд ли инициатива депутатов принесет ожидаемые плоды. И размах торговли телом останется на прежнем уровне, и общественная нравственность вряд ли укрепится.
Проституция древнее, чем «суверенная демократия», Конституция РФ и православная культура. Причины этого явления коренятся в самой человеческой природе. Всегда есть, были и будут те, кто готов продать свое тело, а также те, кто готов купить себе удовольствие без долгого ритуала ухаживаний и обязательств. Среди последних — представители всех слоев общества и приверженцы самых разных взглядов, включая «крепких хозяйственников», «высоконравственных державников» из самой правильной партии.
Простые трудящиеся тоже не останутся без любви за деньги. Уж коль скоро проституция у нас существовала и в пуританские советские времена, то ей тем более не помешают косметические ограничения, которые депутаты наложат на рекламу. Понятно, что это делается не ради искоренения проституции, а затем, чтобы порадовать ворчливых пенсионеров.
Однако в нашей стране немало тех, кто выступает за легализацию проституции. По их убеждению, большинство негативных явлений, сопутствующих этому бизнесу: похищения людей, коррупция полицейских чинов, распространение заболеваний, передающихся половым путем, — обусловлены нелегальным, точнее, полулегальным характером рынка интимных услуг.
Сторонники легализации, как водится, апеллируют к опыту западноевропейских стран, где зарегистрированные проститутки пользуются теми же правами, что и другие работники, регулярно проходят медицинское освидетельствование и защищены законом от рэкета со стороны криминальных элементов. С другой стороны, закон преследует любые нарушения в этой сфере — например, сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних, а в ряде стран и сутенерство. В странах, где рынок сексуальных услуг легализован, полуголые девицы не стоят вдоль трасс, скандализируя благонамеренных обывателей, и не пристают к прохожим на вокзалах — проституция загнана в законные «гетто».
Кроме того, интимный рынок, выведенный из-под контроля преступного мира и коррумпированных чиновников, приносит законный — и немалый — доход государственному бюджету.
Возможна ли легализация проституции в России? В истории нашей страны был период, когда эта сфера деятельности была узаконена. Еще екатерининский «Устав благочиния» (1782 год) разрешил открывать «дома терпимости» в определенных кварталах Петербурга. В 1843 году, при императоре Николае I, были сделаны дальнейшие шаги по установлению контроля над этим промыслом. Труженицы интима получали «желтый билет» вместо паспорта и обязаны были регулярно проходить врачебное освидетельствование. Такой порядок действовал вплоть до октября 1917 года.
Нелегальная, хотя де-факто повсеместная проституция, абсолютная незащищенность «ночных бабочек» перед криминалом и произволом «правоохранителей» — вот одно из тех завоеваний революции, которое сохранилось до наших дней. Русские писатели XIX века пролили немало слез над судьбой девиц из домов терпимости. Если бы они могли одним глазком заглянуть в наши дни, они бы решили, что Сонечке Мармеладовой, Катюше Масловой и их товаркам по несчастью повезло в жизни. Хотя бы потому, что им дали «желтые билеты», а не просто отобрали все документы, чтобы не сбежали.
Но вот парадокс: если кто-то из законодателей, вместо того чтобы запретить открытую продажу кружевного белья или выступить с подобной «высоконравственной» инициативой, предложит легализовать рынок сексуальных услуг, это может вызвать в обществе взрыв негодования. Особенно бурно возмущаться будут те, кто не может вообразить серьезные переговоры без посиделок в сауне с девочками.
В России начала XXI века из всех видов проституции легализована только политическая.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов