Хотя блогосфера обычно не пропускает всевозможные катастрофы, реакция блогеров на пожар в подмосковном психиатрическом стационаре была довольно-таки вялой. Возможно, сказалось предубеждение против «психопатов», которых многие подспудно считают людьми второго сорта и не слишком переживают из-за них. Кроме того, активность сетевых мыслителей ограничивала скудная информация с места событий. Поэтому в обсуждениях преобладали эмоциональные «оценочные мнения».
Популярным оказалось сравнение России с «горящим дурдомом»:
«…вся наша родина — этот дурдом. И вся Россия в конце концов умрет именно так. Половодье, пожар, решетки на окнах, пациенты, привязанные к кроватям, не могли адекватно реагировать на ситуацию», — пишет Дмитрий Ольшанский.
(Здесь и далее орфография и пунктуация соответствуют первоисточникам — Ред.).
«Россия — горящая психбольница, из которой невозможно выбраться, потому что одни под нейролептиками, а другие не могут сломать решетки», — практически слово в слово, с поправкой на лаконичный формат Twitter’а, рассуждает Олег Кашин.
«Вот так, нынешняя Россия — это пожар в дурдоме. Если кто и виноват, то он не виноват», — @tankort.
«Россия большая Психиатрическая Лечебница — везде безумие, половина привязана к кроватям, местами пожар, вертеп и шабаш. Господь жги», — @mik_updown.
Посетившая многих блогеров ассоциация страны с горящей психбольницей навевает нехорошие мысли…
«38 человек погибли на пожаре в подмосковной психбольнице (дурдоме). Интересно ВСТАНУТ ли на МИНУТУ депутаты ГосдуРы в память о своих братьях?» — @fillipova_irina.
«Избавились от обузы», — @emiliohan.
Некоторые обитатели соцсетей вспомнили про недавний расстрел в Белгороде и подсчитали, что жизнь психически здоровый белгородчанин вдвое дороже пациента подмосковной психлечебницы. Родственникам первых казна выплатит по миллиону рублей, родственникам вторых — по 500 тысяч:
«23 и 24 числа объявлены днями траура Белгорода, 25 апреля прямая линия с Путиным (считай тоже день траура), 26 — отдыхаем, а 27 апреля — день траура в Подмосковье. Так выглядит современный календарь России. Кстати говоря, семьи погибших при стрельбе в Белгороде получат по 1 млн рублей, а вот семьям погибшим в Дмитровском районе Подмосковья дадут только по 500 тысяч рублей. Надо отметить, что погибшие в Подмосковье проходили лечение в психиатрической больнице №14 в поселке Раменский Дмитровского района Московской области и были больными людьми, а в Белгороде все погибшие были здоровыми, хотя их медкарты никто не изучал. Таким образом жизнь здорового простолюдина-белгородца стоит 1 млн рублей, а больного жителя Подмосковья 500 тысяч или один здоровый белгородец = два больных подмосквича. Теперь хотя бы проясняются расценки на жизни тяглого населения», — написал gosvertep.
Помимо выплесков эмоций и цинично-мрачных острот, в блогосфере появились и версии случившегося: от логических до конспирологических.
Так, Алексей Горетский в своем «ЖЖ» высказывает предположение, что больницу нечаянно подпалил чифирист:
«Самое распространенное развлечение в психбольницах (как и в тюрьмах, чем по сути психбольницы и являются) — это варка чифира: очень крепкого чая, в котором, пожалуй, заварки больше, чем воды (на кружку обычно уходит заварки спичечный коробок с горкой или даже больше).
Поскольку кипятильники в психбольницах запрещены, воду нагревают при помощи самодельного кипятильника: это провод с оголенными контактами, один конец которого осторожно втыкается в розетку, а к контактам с другой стороны прикручена пара безопасных бритв.
Понятное дело, что когда этим самодельным девайсом воспользовались сто раз без последствий, то про то, что сто первый раз окажется фатальным, человек уже не думает. Хоть и всегда знает, что каждый раз это фактически игры с огнем. В рекомендациях так и написано: «Мощность бритвенного кипятильника около 1 киловатта, так что будьте осторожны... Во время использования не касайтесь воды и лезвий — это может быть опасно для жизни!... Не пытайтесь использовать самодельный кипятильник из бритв для подогревания воды с заваркой, чаинки попадающие между лезвиями бритвы вызовут короткое замыкание и выбьют предохранители».
Большинство сгоревших психбольниц в России загорелись от короткого замыкания и проблем с электропроводкой. В каждом случае десятки жертв. Лишь в одном случае в 2010 году пациент себя поджег и утащил за собой на тот свет еще восемь человек.
Путин во время вчерашнего «общения с народом» породил новый интернет-мем, несколько раз отметив, как он резко против обучения суициду в Интернете. Между тем на инструкции по сборке подобных смертельных девайсов внимания никто не обращает».
Юрий Лучинский считает, что персонал перестарался в «успокоении» пациентов:
«По поводу психиатрических больниц я, в силу своей работы, кой-чего знаю. Одно дело человека расслабить и успокоить. Даже вновь поступившего, подлежащего «подготовке» к последующему лечению, или агрессивного, мешающего персоналу и остальным больным. Другое дело вырубать их медикаментами до полутрупного состояния. Если человек не приходит в сознание при возгорании под ним матраса, это только из-за дефекта лечебных процедур».
Другие блогеры рассуждают на вечную тему «кому это выгодно».
«Что-то часто стали гореть психбольницы и закрытые отделения домов престарелых, где содержатся психически больные. Не потому ли, что в этих отделениях применяются психотропные препараты? А тут еще утром передали, что больницей руководит заслуженный врач России с кавказской фамилией (Мурат Шаов — Ред.), который по случайному совпадению — дядя какого-то эстрадного пэвца с той же фамилией...» — пишет bockoba.
«Это не первый случай с дурдомами и домами престарелых. В данном случае на ум напрашивается уже привычный нам за последние годы вывод: «Нет человека — нет проблемы!» Вполне возможно, что в хилых стенах деревенского дурдома хранилось кому-то интересное тело, — предполагает dedgnat. — В огне пожарищ очень просто спрятать следы, в случае гибели свидетеля или побега нужного чела. Классический метод получения нужного эффекта, и история знает тому бесчисленное количество примеров».
Еще одну конспирологическую версию выдвигает ot_iya:
«Очень удобно с неугодными расправляться: отправить на принудительное лечение в такую тьму-таракань и... Решетки на окнах есть, плюс для гарантии в смирительную рубашку приодеть и адью».
После происшествия власти намерены провести плановые противопожарные учения в психиатрических лечебницах. Однако у интернет-общественности это волевое решение не встречает энтузиазма:
«Уже объявлены шмоны по всем медучреждениям — везде ли исправна сигнализация, на месте ли таблички «при пожаре звонить». И никто не скажет, что в Московской области (не где-то в тайге) больница расположена в деревянном сарайчике, дежурит там на все про все одна медсестра, а дорога для спасателей может быть перекрыта по поводу закрытой переправы. То есть за последние пару сотен лет серьезных вложений в медицину и инфраструктуру не было... Причина трагедии — нищета медицины и отсутствие инфраструктуры. А причина нищеты в десятках километров от столицы в стране, десять лет подряд находящейся на первом месте по добыче нефти и газа в период, когда цены на нефть и газ максимальные за всю историю человечества, — в действиях оккупационной администрации», — пишет один из читателей сайта «Грани».
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов