Павел Салин, директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Если взять конкретную ситуацию с Татьяной Дьяченко и ее мужем Валентином Юмашевым и посмотреть дату — 2009 год, — то ситуация становится достаточно прозрачной. Дело в том, что когда Борис Ельцин передавал власть Владимиру Путину, то последний давал определенные гарантии насчет семьи Ельцина, семьи именно в родственном понимании. Путин обещал семью не трогать, по крайней мере не выводить их из элиты. Поскольку Владимир Путин — человек слова, то, думаю, до его ухода с президентского поста они чувствовали себя в России достаточно уверенно.
Когда пришел Дмитрий Медведев, несмотря на то что его поддерживала семейная группа, тем не менее, как я полагаю, представители семьи Ельцина решили перестраховаться и получить гражданство, чтобы в случае чего можно было покинуть страну.
Мы видим, что Путин имел обязательства перед многими представителями элиты, например, перед губернаторами, перед той же Валентиной Матвиенко. Но когда он ушел с президентского поста, то руками Медведева стал от этих обязательств отказываться. Формально тот же Дмитрий Медведев убрал Матвиенко с поста губернатора Санкт-Петербурга. Это ей и ее группе поддержки очень не понравилось. Но никаких претензий Путину они предъявить не могли, потому что формально такие вопросы решает президент. А президентом тогда был Дмитрий Анатольевич.
Возникла некоторая опасность, что Путин руками Медведева может и другие неформальные соглашения аннулировать и начать выдавливать семейных из их бизнеса. И это уже, мне кажется, происходит потихоньку. Например, они фактически потеряли контроль над «Аэрофлотом». Валерия Окулова, зятя Бориса Ельцина, с поста гендиректора «Аэрофлота» взяли на повышение замминистра транспорта, и де-факто он потерял рычаги контроля над компанией с огромным бюджетом.
В советской эпохе все выглядело иначе. На мой взгляд, дети высокопоставленных чиновников входили в номенклатуру и видели западный образ жизни, который он их сильно манил. Они понимали, что на Западе уровень жизни гораздо выше, чем в Советском Союзе. Кроме того, понимали, что в случае лишения отца должности их уровень потребления резко упадет. Думаю, у них был стимул использовать свое положение, свои громкие имена, чтобы как-то устроиться на Западе.
Что касается постсоветской эпохи, думаю, тут была тоже перестраховка. К сожалению, у нас в политической традиции есть такая черта, что если человек теряет власть, то быстро или медленно, но он выбывает из элиты. На Западе в устойчивых демократических системах такого нет. Там ротация власти не означает ротацию элиты. В России велика вероятность того, что как только глава какого-то клана семейного потеряет должность, то он потом, так или иначе, теряет свою собственность. Дети, понимая, что не в силах повторить успех родителей, пытаются перестраховаться и свой номенклатурный капитал конвертировать в такой зарубежный актив, как гражданство, чтобы там гарантировать сохранение всего нажитого.
Сейчас российская элита в сложной ситуации: назревает смена поколений. Питерцы, которые пришли с Владимиром Путиным, приближаются к преклонному возрасту. И встает вопрос, как передавать детям по наследству то, что они имеют сами. А отпрыски явно талантами не блещут, хотя занимают очень серьезные должности, во многом благодаря своим родителям. И как осуществить эту трансформацию — большой вопрос.
Решение еще не принято. На фоне обострения отношений с Западом вариант, что за границу выводятся деньги и там возникают гарантии неприкосновенности, невозможен. История с Кипром стала красноречивым тому подтверждением.
***
Вячеслав Тетекин, депутат Государственной думы
Бывают разные дети разных родителей. Стричь под одну гребенку всех детей выдающихся родителей было бы неверно. Нужно рассматривать каждый конкретный случай в отдельности. Тут нужно учитывать, что на поверхность выходят скандалы или информация об уже ставших известными людях. Татьяна Юмашева давно, так скажем, в общественном обороте, и к ней привлечено общественное внимание.
Я думаю, что основная масса детей, особенно советских лидеров, воспитывались в духе строгости. Одно дело, что они живут за границей. Другое — что они не попали в число олигархов, за исключением только дочери Ельцина, которая немалым, как я полагаю, состоянием обладает. Так что вряд ли тут есть какая-то тенденция.
Из страны уезжает огромное количество людей. И проблема заключается не в том, что уезжают представители прошлой или нынешней государственной элиты. А слишком много простых граждан покидают Россию, поскольку считают дальнейшую жизнь здесь бесперспективной. Не в личностях, а в общей обстановке, прежде всего, заключается причина эмиграции.
Такие переезды бывают и в других странах. Это элемент глобализации, никуда от него не денешься. Это раньше были ситуации, когда искусственно прижимали детей выдающихся родителей, а сейчас такого нет.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов