— Недавно Брянская область удивила всю Россию непредсказуемостью предвыборной интриги. Несколько месяцев назад в ходе губернаторских выборов действующий глава региона единоросс Николай Денин был внезапно снят с дистанции решением суда. Казалось, что власть Денина висит на волоске. Она и в самом деле висела на волоске, или это была часть хорошо организованного политтехнологического спектакля, призванного показать обществу: вот, мол, смотрите, у нас теперь непредсказуемая, интересная политика, ничего не предрешено? А если власть Денина и правда шаталась, то из-за чего? Кто у него враги в Москве? И благодаря чему он тогда устоял?
— Власть Денина действительно долгое время висела на волоске. Из Москвы, из достоверных источников просачивалась информация о том, что Денину после его воцарения в Брянске в 2004 году был дан определенный аванс. В администрации президента все же не дураки сидят, и там было очевидным, что человек все же мало подготовлен, плохо подходит, для того чтобы вести столь объемную административную работу.
В 2008—2009 годах состоялись коррупционные скандалы с передачей федеральных сельскохозяйственных земель в пользование частного предприятия «Снежка». Фактически эти земли ушли в семейный бизнес клана Дениных, так как «Снежка» была формально зарегистрирована на жену и племянницу Денина. Как раз в результате этого скандала федеральные силовые структуры начали ряд уголовных дел, в московских следственных изоляторах посидели некоторые влиятельные люди, в том числе и заместитель губернатора по сельскохозяйственным вопросам Симоненко. Все эти истории, разумеется, вызывали недовольство в Москве, потому что скандал имел огромный резонанс федерального уровня.
Но наверняка в Москве были и есть люди, дружественные Денину. Кто конкретно является его московской крышей, мы можем только догадываться. И эти дружественные люди, судя по всему, помогали и помогают Денину. В частности, тот же Симоненко благополучно вышел из тюрьмы, отсудил себе компенсацию, реабилитацию, причем за все время этих неприятностей его даже не уволили.
— То есть без ведома Москвы невозможно начать такие уголовные дела, арестовать заместителя губернатора, но без вмешательства Москвы нельзя и спустить дело на тормозах?
— Да. Существуют, наверное, такие столичные лапы, которые поддерживают нашего губернатора в более-менее стабильном состоянии.
— Беспрецедентное решение суда по снятию действующего губернатора с выборов — это шаг недружественных Денину московских товарищей?
— Это решение не совсем верно называть беспрецедентным. Ранее аналогичные случаи были — снимали с выборов и Руцкого, и предшественника Денина, губернатора-коммуниста Юрия Лодкина. Но в современных политических реалиях это первый случай. Хотя такие случаи должны быть рядовыми, должны быть обычной практикой. Судья не простила Денину массу реальных нарушений в оформлении документов. Я считаю, что судья областного суда подошла к вопросу чисто юридически, она руководствовалась нормами избирательного права.
Я не считаю, что с этими выборами была разыграна какая-то инсценировка. Если бы нагнетание страстей на выборах было лишь политтехнологическим трюком, не было бы той степени драматизма, которую мы здесь наблюдали.
Тут все было по-настоящему. Ведь после того, как Денина сняли с выборов, тут начался шабаш: марафоны на телеканале «Губерния», подняли на уши все общественные организации, учителей, врачей и так далее. Устраивали совершенно безобразные акции с выбрасыванием чучела судьи, были лозунги, высмеивающие судью. И никто никакого наказания не понес.
Если говорить откровенно на тему того, кому мы обязаны возвращением Денина во власть, то не последнюю роль в этом сыграл Геннадий Андреевич Зюганов. Будучи в Брянске, он звонил в АП, просил вмешаться в ситуацию, чтобы выборы в Брянске состоялись. Это происходило в то время, когда Денин был снят судом, кандидаты от ЛДПР и «Яблока» заявили о добровольном снятии своих кандидатур, кандидатом остался только коммунист Потомский, и выборы висели на грани срыва. Я уж не знаю, получил ли Зюганов утвердительный ответ на свою просьбу, но он говорил, что президент вмешается в ситуацию и выборы состоятся, что и произошло.
— Какие уроки можно извлечь? Какие ошибки совершила КПРФ?
— Конечно, административный ресурс победить в масштабах области сложно. Результат выборов определяет село, а как голосует село, мы можем себе представить. Лишь в городе Денин и Потомский шли более-менее ноздря в ноздрю.
Денина можно было бы победить, если бы коммунисты отказались от навязанной им ЦК КПРФ кандидатуры, от Потомского. В Брянске был вполне приемлемый кандидат, который мог бы на равных бороться с Дениным, — Вячеслав Тулупов. После выборов было множество людей, которые говорили: «Почему КПРФ не смогла найти своего человека, человека Брянской области. Нужна кандидатура, которая сможет консолидировать общество, которое очень разобщено сейчас в условиях «акций возмездия».
— Что за «акции возмездия»?
— После очередных выборов происходят чистки во врачебных коллективах, в педагогических коллективах — на тех участках, где не удалось дать необходимый процент, часто меняется руководство.
— Какие ошибки совершила несистемная оппозиция? Несистемные в то время проигнорировали Брянск, усиленно занимаясь выборами в КСО. Оправдано ли было такое невнимание? Может быть, стоило вписаться в эту «движуху», поддержав Потомского, послав в Брянск наблюдателей, активистов? Или КПРФ не приняла бы помощь от «белоленточников»?
— Потомский с самого начала говорил о том, что ему людские ресурсы не нужны, что все участки будут завалены наблюдателями с правом решающего голоса. Даже не сумели толком организовать сотрудничество со «Справедливой Россией», которая могла бы помочь.
И в результате во время выборов очень не хватало грамотных людей, которые прошли серьезные выборные кампании, которые могли бы противостоять административному произволу, а не просто присутствовать на участке.
— Сейчас КПРФ в городе, наверное, деморализована?
— Я бы не сказала, что коммунисты деморализованы. Сейчас как раз будут вноситься изменения в устав города, глава муниципального образования теперь будет избираться всенародным голосованием. Поэтому Потомский не оборвал связи с Брянской областью, он наверняка будет здесь предпринимать какие-то дальнейшие политические усилия. Здесь теперь на постоянной основе работает его приемная, и достаточно активно. Принимают граждан по пенсионным, жилищно-коммунальным вопросам, по проблемам невыполнения исполнительной властью различных задач и обязанностей.
Потомский хочет баллотироваться на должность главы муниципального образования, и в этой связи его люди заняты различной рутинной работой, готовятся к этим выборам.
А в целом брянское отделение КПРФ живет как всегда, по унылой заведенной программе: 23 февраля, день рождения Ленина, 1 мая, 9 мая, день рождения пионерской организации и так далее по кругу.
Из тех групп активистов, которые достойны упоминания: это автомобилисты и зоозащитники.
Общество автомобилистов проводит интересные акции, занимается автопробегами, хоть как-то теребит власть по своей повестке.
Довольно активно теперь действует Общество защиты животных: на собранные деньги организовали приют, 3 мая у них прошел митинг. Это новые социально активные группы.
Старых несистемных оппозиционеров — нацболов, организованных националистов, леваков — в городе давно уже нет.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов