Вечером 13 мая поселок Елань-Колено Воронежской области оказался в центре внимания СМИ. Возле огороженного участка, где рабочие Уральской горно-металлургической компании проводят геологоразведку (незаконную, с точки зрения защитников Прихоперья), произошла драка между активистами-экологами и сотрудниками ЧОП «Патруль», защищающими интересы УГМК.
Поскольку мы не присутствовали при этих событиях, предоставляем возможность высказаться обеим сторонам конфликта.
Вот что сообщает сайт «Движения в защиту Хопра»:
«Вечером 13 мая зверски избиты местные жители — участники мирного протестного лагеря в Новохоперском районе на Еланском месторождении, выступающие против нарушения закона при попытке начать геологоразведку Медногорским медно-серным комбинатом (Уральская горно-металлургическая компания).
Люди мирно стояли перед незаконно установленным забором. Охранники ЧОП «Патруль», открыв ворота, начали бить активистов, потом схватили трех человек, затащили за забор на огороженный участок, оттолкнув остальных активистов и полицию, которые пытались их остановить. Закрыв ворота, они коллективно избили активистов за забором, некоторых перекинув потом через двухметровый металлический лист ограждения.
Игорь Житенев, атамана Культурно-национальной автономии Новохоперска, при избиении потерял сознание, у него зафиксировано сотрясение мозга, сломаны ребра и повреждена челюсть.
У активистов выбиты зубы и сломаны носы. Проводится медицинское освидетельствование.
UPD 23.00 13.05 Избиение местных жителей продолжается. ЧОП применяет электрошокеры и бросает в людей кирпичи. Еще двум активистам разбили камнями голову. Из Воронежа вызван ОМОН.
UPD 23.10 13.05 Пробиты головы еще у двух экоактивистов. Около 10 жителей получили серьезные травмы».
Правда, пресс-служба Уральской горно-металлургической компании излагает другую версию событий:
«В субботу, 11 мая 2013 г. близ п. Елань-Колено в Новохоперском районе был проведен несанкционированный митинг, на котором звучали различные политические лозунги и провокационные призывы. В митинге принимали активное участие хорошо организованные группы из соседних регионов, в том числе из Саратовской и Волгоградской областей. После митинга толпа направилась к вахтовому поселку геологов, ведущих поисково-оценочные работы на Еланском лицензионном участке, где путем хулиганских действий пыталась спровоцировать охрану поселка на силовые действия. Территория поселка забрасывалась камнями, предпринимались попытки сломать забор, установленный ранее исходя из требований техники безопасности при проведении геологоразведочных работ.
Провокации, включая прямое противодействие перемещению транспорта, угрозы рабочим геологических организаций и сотрудникам охраны продолжались непрерывно в течение 12 и 13 мая. К вечеру 13 мая ситуация резко обострилась. После ряда постановочных акций о якобы имевшем место избиении «экоактивистов» ситуация вышла из-под контроля организаторов, возникла угроза массовых беспорядков.
Вокруг вахтового поселка собралась возбужденная толпа численностью около 150—200 лиц, многие из которых находились в состоянии алкогольного опьянения. Вновь было отмечено присутствие агрессивно настроенных лиц из соседних регионов. Было предпринято две попытки силового прорыва на территорию лагеря с использованием подручных средств. В результате хулиганских действий серьезно пострадал один из работников геологической организации, получивший травму головы от удара кирпичом. Пострадавший госпитализирован в тяжелом состоянии. Кроме того, от действий нападавших пострадали сотрудники охранной организации. Травмы отдельных сотрудников от ударов доской с гвоздями также достаточно серьезны».
Пресс-релиз УГМК выглядит весьма тенденциозно. Бросаются в глаза типично охранительские словесные маркеры: «несанкционированный митинг», «политические лозунги и провокационные призывы», «хорошо организованные группы», «хулиганские действия», «постановочные акции» и тому подобные. В общем, действия защитников природы выставляются как противоправные от начала до конца. Заявления, будто экоактивисты, вооруженные досками с гвоздями, пытались штурмовать лагерь изыскателей, не подтверждены фото- и видеодокументами. Тогда как у противоположной стороны имеется видеосвидетельство «решительных и жестких» действий службы безопасности. При этом присутствующая на месте событий полиция ведет себя достаточно пассивно.
Как отмечалось выше, народные волнения в Воронежской области начались еще зимой 2012 года, когда люди узнали о том, что в регионе готовится разработка медно-никелевых месторождений. Жители обоснованно опасались, что добыча руд нанесет непоправимый ущерб природе края и подорвет сельское хозяйство, при этом слова о «новых рабочих местах» и «инвестициях в инфраструктуру региона» так и останутся словами. Поэтому акции протеста собирали большое количество участников.
«Особая буква» неоднократно писала о противостоянии в Прихоперье. Один из последних ярких эпизодов, о которых мы рассказывали, связан с неудачной геологоразведкой на спорном участке. 8 февраля 2013 года казаки пресекли поисково-оценочное бурение, поскольку у буровой бригады не имелось документов, дающих право на осуществление этих работ. Вечером того же дня на место несостоявшегося бурения прибыл гендиректор ООО «Воронежгеология» Юрий Копейкин со своим братом. Между руководством «Воронежгеологии» и местными жителями произошел довольно напряженный разговор. По утверждению самих экозащитников, беседа прошла хоть и «на повышенных тонах», но без насилия. Напротив, пресс-служба УГМК рассказывала, что казаки избивали бурильщиков нагайками.
По этому факту было возбуждено уголовное дело, в рамках которого прошли обыски у координаторов «антиникелевого» протеста — Нелли Рудченко и Константина Рубахина.
Тем временем на местах предполагаемых разработок медно-никелевых руд с 8 марта 2013 года начали возводить забор. Проблема в том, что эти земли относятся к угодьям сельскохозяйственного назначения и именно в этом качестве были взяты в аренду ООО «Агроресурс» — компании, аффилированной с УГМК. Известно, что «Агроресурс» взял земли в аренду еще в 2010 году, и это наводит на подозрения, что конкурс, который выиграла УГМК, был не совсем прозрачным… Поисково-оценочные работы на сельскохозяйственных землях противоречат 42-й и 77-й статьям Земельного кодекса РФ и являются незаконными. Однако ни установка забора с бетонными основаниями, ни возведение фундамента капитального здания, ни монтаж буровых установок не вызвали нареканий у правоохранительных органов.
Акции протеста против строительства горно-обогатительного комбината с известной периодичностью проходят в Новохоперске, Борисоглебске и Воронеже, прихоперские активисты посещали и крупные оппозиционные акции в столице.
Тут стоит отметить, что в антиникелевую борьбу включилось прокремлевское движение «Местные». Например, 16 апреля они устроили театрализованные «похороны воронежского чернозема» возле московского представительства УГМК. Это означает, что даже кремлевские молодежки осознают масштаб беды, которую может принести разработка никелевого месторождения.
Со своей стороны Уральская горно-металлургическая компания ведет довольно активную контрпропаганду. Одним из ее примеров является пресс-релиз по событиям 13 мая, который вы читали выше. Помимо заявлений «от первого лица», пиарщики УГМК не забывают про вбросы через «независимые» СМИ. Так, ярким представителем УГМК-ботов в блогосфере является блог kalmarishe. Его публикации кому-то покажутся слишком топорными, но это одно из направлений пропаганды: kalmarishe изображает «радикальное крыло». Его братья по разуму недавно «набежали» на статью «Прихоперский хеви-метал», опубликованную в «Особой букве».
Пример более интеллектуального наброса представляет статья «Шантаж выхухолью» в «Независимой газете». Красной нитью через текст проходит «глубокая» мысль — «кто-то за всем этим стоит!»:
«Сразу же по мановению волшебной палочки возникли как из воздуха «Стоп-никель!», ЭКА, «Движение в защиту Хопра» и даже экологическое казачество. Шустрые активисты, леденящие воображение прогнозы псевдоученых, провокации. В результате в выигрыше оказались не местные жители, а те, кто заказывал экологический протест, — пишет «НГ». — Судя по вниманию, которое экологические организации уже уделяют маленькой деревне Елка и русской выхухоли, разработка месторождений воронежского никеля будет напоминать приведенные выше примеры. Демонстрациями в Лондоне и Париже, понятно, дело не ограничится. По словам аналитика независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Андрея Шенка (ИА REGNUM, 14.03.13), маловероятно, что «агрессивные и, главное, массовые протестные акции проходят автономно и не преследуют экономических целей». «Зеленая дубина» — орудие конкурентной борьбы, — согласен с ним председатель высшего совета общероссийской общественной экологической организации «Подорожник» Юрий Раптанов (ИА REGNUM, 22.03.13). — Это орудие давно используется на Западе, теперь и оно до нас дошло: для решения своих задач конкурирующие структуры привлекают тем или иным способом внимание общественности, экологов».
Правда, конспирологи допустили промашку, указав в качестве предполагаемого заказчика «так называемых протестов» швейцарскую компанию Glencore. А ведь Григорий Рудой, директор по горному производству УГМК, называл Glencore International AG одним из стратегических партнеров уральской компании. Почему Glencore внезапно воспылала к стратегическим партнерам лютой ненавистью и принялась натравливать на них «ряженых казаков» — не совсем понятно.
«Аргументы и факты» тоже демонстрируют «независимость», рассказывая, как процветет Прихоперье, лишь только УГМК сможет развернуть там свое экологически безопасное производство. Благостная статья была встречена читателями критически:
«Автор статьи упустил из виду, что никель вообще полезен для здоровья. От него и деревья растут быстрее, и рыба. А оффшоры, которые владеют УГМК, принадлежат чеснейшим людям с прекрасной репутацией», — острит «Валентина1» в комментариях к тексту. (Здесь и далее орфография и пунктуация авторские — Ред.)
«Нас явно считают недалекими жителями которым можно вешать лапшу на уши — статья явно заказная. нет ни слова о том что в Финляндии пару месяцев назад произошла крупная экологическая катастрофа на никелевом руднике когда прорвало хвостохранилице и отходы попали в реки, — напоминает там же «валерий борисоглебск», — далеко ходить не надо — на днях прорвало отстоиники на краснянском спиртзаводе находящимся рядом с месторождением так что .угроза реальна а последствия катострофичны. Писака этого не написал».
Должно быть, большинство жителей Воронежской области не верят ни в экологическую безопасность планируемой разработки, ни в готовность руководства УГМК излить на область золотой дождь инвестиций и создать рабочие места. Поэтому местные власти упорно отказываются провести референдум по спорному вопросу.
Между тем обстановка вокруг Еланского месторождения находится в состоянии очень неустойчивого равновесия. 14 мая к участку, где УГМК собирается проводить оценочные работы, были стянуты большие силы полиции и ОМОНа, готовые защищать интересы компании от местных жителей, не понимающих своего счастья.
В то же время, как сообщает в своем микроблоге Константин Рубахин, воронежская прокуратура распорядилась приостановить работы на медно-никелевых месторождениях. А многие рабочие с еланского участка, которые видели, как ЧОП избивал местных жителей, разъехались по домам.
Материал подготовили: Аглая Большакова, Александр Газов