Гламурные фантазии Скойбеды — украсить домашний интерьер абажуром из кожи дедушки какого-нибудь либерала — общественность встретила недружелюбно. Как, впрочем, и заявление Гозмана о тождественности СМЕРШ и SS. Однако заметка Гозмана висит в «Живом журнале» и на «Эхе» в неизменном виде, а вот редакция «Комсомольской правды» поступила довольно забавно. Получив шквал негативных комментариев, «правдивые комсомольцы» тишком стерли политически некорректный заголовок, поставив на его место другой: «Либералы пересматривают историю, чтобы выбить у нашей страны почву из-под ног».
Вышло глупо. С одной стороны, про абажур из кожи либерала уже узнали все — прятаться было бесполезно. С другой, заметать следы собственной шкоды и делать вид, будто «так и было», — это как-то несолидно. Тут возникает другой вопрос: а что, до того момента, как на статью начали приходить отзывы, никто не подумал, что Скойбеда выразилась чересчур резко? Она ведь не в собственном блоге это написала. Статья прошла редактора, корректора, верстальщика — и почему-то никто не обратил внимания на абажур…
Интернет взбурлил. Так получилось, что оказались задеты сразу две священные коровы: победа в Великой Отечественной войне и еврейский вопрос. Это обусловило предельный накал страстей.
Между тем очередной скандал выявил неприятную тенденцию: наши политики, журналисты — словом, все общественные деятели — совершенно не следят за тем, что говорят.
«Спросите оставшихся в живых фронтовиков, как относились они к особистам? Что думали о заградотрядах?» — вопрошает Леонид Гозман. Рискнем предположить, что и панегерик воинам SS, который у него нечаянно вышел вместо обличения «сталинщины», не обрадует последних ветеранов. Интересно, сняла ли Ульяна Скойбеда георгиевскую ленточку с сумочки, когда рассуждала об изделиях из натуральной кожи?
Но проблема не в SS и не в абажурах. Проблема в головах наших общественных деятелей, которые не стесняются выдавать совершенно людоедские изречения — и не становятся «нерукопожатными», не покидают профессию, рыдая от позора.
Например, трудно найти текст Валерии Новодворской, свободный от зоологических русофобских излияний. «Русские в Эстонии и Латвии доказали своим нытьем, своей лингвистической бездарностью, своей тягой назад в СССР, своим пристрастием к красным флагам, что их нельзя с правами пускать в европейскую цивилизацию», — это один из ее наиболее безобидных афоризмов. И тем не менее она выступает на радио «Эхо Москвы», публикуется на сайте «Грани.Ru», в журнале The New Times и других интеллигентных, высококультурных, статусных СМИ.
От нее не отстают и ее духовные внучата. Например, интеллигентный юноша Роман Доброхотов, который однажды не побоялся задать вопрос самому Дмитрию Медведеву, защитник всяческих свобод, однажды в эфире радиостанции «Свобода» заявил следующее:
«Две трети населения России являются ксенофобами и латентными преступниками. Если мы сейчас им дадим свободу, исправлять потом, уже через несколько лет, будет поздно».
И рекомендовал слушателям «сидеть дома и не высовываться».
По его убеждению, «демократия — это не власть большинства. Власть большинства — это тоталитаризм. Власть необразованного, серого, запуганного, ксенофобского большинства».
Очаровательная антифа-амазонка Анастасия Рыбаченко после очередного теракта в московском метро заметила, что бедным кавказским партизанам «грех не взорвать» зажравшихся москвичей.
Впрочем, патентованные сторонники Кремля делают не менее «гуманные» заявления. Например, политолог Олег Матвейчев (участник недавней программы Аркадия Мамонтова, где профессиональные патриоты боролись с кровавым Таргамадзе) однажды поделился в «Живом журнале» своей голубой мечтой:
«знаете о чем я мечтаю? чтоб в один прекрасный день собрались вы все на большом майдане все горлопаны крикуны сетевые хомячки борцы с корупцией выступающие за власть народа завистливые козлы считающие деньги в чужом кормане манипулируемые лохи и неудачники всех мастей обвиняющие в этом кого угодно только не себя собрались со всеми вашими знаменами с пеной у рат и криками чиновников на фонари!!! нет коррупции! власть — народу! чтоб собрались все чтоб ни один дома не остался главное чтоб все вылезли жаль только площади такой нет в вот в китае хорошо было Тянь ань мыынь вмещает 1 миллион человек и вот когда все бы вы вылезли вышла бы танковая армия и всю сволоту все говно нации наматало бы на гусеницы ыжгло бы все каленым железом и вот тогда как после Тяньань мынь в Китае у нас бы тоже 20-30 лет подряд был бы экономический рост по 10 процентов в год»
В этом восхитительном отрывке орфография и пунктуация соответствуют оригиналу.
Подобных высказываний от весьма респектабельных граждан можно привести множество. Встречаются и такие, что на их фоне и СМЕРШ/SS, и абажур из кожи либерала выглядят вполне благообразно.
При этом, напомним, их авторы остаются публичными фигурами, уважаемыми и рукопожатными. Хотя их соратники и единомышленники должны были бы указать им на дверь.
Почему-то в российской политической практике не принято отвечать за свои слова. Не принято и требовать ответственности от общественных деятелей. Это, наверное, одна из причин того печального положения, что нас метает из «шоковой терапии» в «суверенную демократию».
Материал подготовили: Аглая Большакова, Александр Газов