Поводом для разработки документа стали слова Владимира Путина о необходимости повышенного налогообложения престижного потребления, рассказывал с парламентской трибуны заместитель министра финансов Сергей Шаталов. «Суть достаточно проста: по сравнению с обычными ставками предлагаются повышающие коэффициенты в зависимости от стоимости транспортного средства и срока с момента его выпуска», — объяснил он.
Владельцы автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн в течение пяти лет с момента его выпуска будут платить транспортный налог по удвоенной ставке. «Для автомобилей от 10 до 15 млн рублей повышающий в три раза коэффициент будет действовать в течение 10 лет, для автомобилей дороже 15 млн такой же коэффициент будет применяется 20 лет», — заявил Шаталов.
Идеология законопроекта, по его словам, сводится к тому, что те люди, которые способны заплатить большие деньги за транспортные средства, по-видимому, могут заплатить и дополнительные налоги за роскошное потребление.
По данным Минфина, новшества коснутся около 25 тыс. человек. «Понятно, что это не миллиарды рублей, поступающие в территориальные бюджеты, но сотни миллионов рублей будут», — прогнозировал чиновник.
Стоимость автомобиля будет определяться по специальной методике, которую разработает Минпромторг на основании информации от производителей и дилеров. Но индивидуально оценивать автомобили не будут, поэтому тюнинг и прочие улучшения, повышающие стоимость машины, учесть будет проблематично.
Зампредседателя комитета по бюджету и налогам Леонид Симановский рассказал, что максимальная ставка транспортного налога для владельцев дорогих авто может составить порядка 300–450 рублей за одну лошадиную силу. «Повышение ставок имеет не экономическое, а социальное значение», — утверждал депутат, мотивируя необходимость изменений социальной востребованностью закона.
Эсер Александр Романович был недоволен: «Почему нет тут яхт, катеров, вертолетов, самолетов?»
«В рамках налога на роскошь предполагается налогообложение не только автомобилей. Правительство в ближайшее время внесет предложения, касающиеся дорогой недвижимости, больших земельных участков. Если говорить о катерах и яхтах, с одной стороны, сегодня налоги на них достаточно высокие, с другой — на территории РФ их зарегистрировано ничтожное количество», — ответил Шаталов.
Ярослав Нилов, представитель ЛДПР, заявил, что поддерживает законопроект, потому что он имеет социальный, а не экономический подтекст: «Налог будет дополнительным доходом для субъектов».
Депутат от «Справедливой России» Олег Нилов был настроен скептически, несмотря на то что его фракция закон поддерживает: «Мы считаем, что всю роскошь нужно объединить в одном законе. Сейчас разберемся с автомобилями, через месяц с яхтами, потом с землями». Он обратил внимание на недостатки документа: «Нужно учесть и количество автомобилей у одного владельца. За один роскошный автомобиль коэффициент 2–3, а если 5–10 машин, то я бы предложил вводить еще дополнительный коэффициент».
Его коллега по фракции Оксана Дмитриева считает, что законопроект превратился в профанацию идеи обложить дополнительным налогом роскошное, избыточное, демонстративное потребление: «Он не решает никакой задачи — ни фискальной, ни дестимулятора демонстрационного потребления».
«Кого коснется законопроект? Очень узкого сегмента — автомобилей стоимостью свыше 5 млн рублей. Основной класс дорогих автомобилей в него не подпадает, они находятся в вилке от 3 до 5 миллионов. Такое ощущение, что закон строился так, чтобы именно никого не затронуть. Автомобили, которые любят покупать правительство и администрация президента, стоят, по закупке, 4,8 млн рублей», — уверена Дмитриева.