В заметке, где рассказывается о готовящихся поправках в Закон «О СМИ», «Ведомости» ссылаются не на «источник, пожелавший остаться неизвестным», а на вполне конкретных парламентариев. Это Алексей Митрофанов, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, и его заместитель справоросс Леонид Левин. Митрофанов сообщил, что такая тема обсуждается, и внимание законодателей к блогосфере обусловлено тем, что некоторые блоги по влиянию и охвату аудитории превзошли многие зарегистрированные СМИ.
Более подробно остановился на этом вопросе Левин. «Во-первых, под видом авторского материала популярные блогеры размещают скрытую рекламу, а значит, получают доход, с которого должны уплачиваться налоги; во-вторых, количество подписчиков иногда может посоревноваться с тиражом газеты, а значит, то, что публикуется в таком блоге, уже не является частным мнением — это достояние общественности, и за публикуемые сведения нужно нести ответственность», — приводят его слова «Ведомости». При этом, добавил депутат, блогеры, ставшие владельцами СМИ, не только окажутся обременены дополнительной ответственностью, но и получат дополнительные права, которыми обладают журналисты.
То есть, перефразируя депутата Железняка, журналисты издания не только слышали звон, но и знают, откуда он доносится. Правда, как выяснилось, «звонари» пока не выработали общего мнения, но это и к лучшему: значит, наш парламент пока остается местом для дискуссий, вопреки мнению Бориса Грызлова. Между тем не является тайной стремление властей максимально зарегулировать Интернет, а в особенности — блогосферу как наиболее независимую его часть.
Мы ни в коем случае не претендуем на то, чтобы сказать «заднее слово» в споре о силе социальных сетей. Просто времена меняются, и то, что было справедливо несколько лет назад, не соответствует сегодняшней действительности. Так, в XVII—XVIII веках газеты, или, как их тогда называли, «куранты», охватывали довольно узкий круг состоятельной и образованной публики. И они служили скорее для развлечения, чем для распространения информации: придворные и рыночные сплетни расходились быстрее… А к рубежу XIX—XX газеты стали локомотивом распространения идей, чтобы через несколько десятилетий уступить место другим СМИ. Во второй половине прошлого века СМИ номер один стало телевидение. В середине 1990-х большинство жителей России не пользовались Интернетом, а в наши дни положение изменилось с точностью до наоборот. Ускорение передачи информации, относительная дешевизна услуг провайдеров, возможность выхода в Сеть даже с простенького мобильника — все это сделало Интернет доступным едва ли не для каждого. Пройдет еще немного времени, и Россия окончательно перестанет быть страной телезрителей.
Если опять-таки не вмешается власть и принудительно не остановит интернетизацию страны. На том основании, что Интернет разрушает духовные скрепы, прививает населению чуждые ценности и вообще haram.
Но пока что блогосфера остается островком свободы слова, и это обстоятельство порой изрядно раздражает Кремль. Многие события, о которых федеральные СМИ предпочитали не распространяться, чтобы, как это называется у нас, «не баламутить народ», стали достоянием широкой общественности именно благодаря работе блогеров. Отсюда — стремление законодательно поставить ненавистных «хомячков» по стойке «смирно». Как пишет «Уралинформбюро», еще пять лет назад сенатор Владимир Слуцкер предлагал сделать по аналогии с печатными СМИ — более 1000 посещений в день. Предложение Слуцкера успеха не имело, но сама идея — зарегулировать блогосферу — жива и по сей день.
Единственное «но»: на данный момент это технически невозможно.
Например, как оценить аудиторию блога? По числу «подписчиков»? Это смешно. Человек, мало-мальски знакомый с интернет-кухней, знает, что многие пользователи обзаводятся целым стадом «ботов» — параллельных аккаунтов, формально не имеющих никакого отношения к своей основной страничке. «Ботов» регистрируют с самыми разными целями: от нечего делать, для накруток в голосованиях, для «анонимных» провокаций скандалов… Как бы то ни было, число пользовательских аккаунтов в блогосфере во много раз превосходит число реальных пользователей.
Оценка аудитории по количеству посещений — тоже ненадежный критерий. Например, плодовитый сетевой публицист может забухать, уехать в отпуск или еще по какой-то причине забросить свою страничку, естественно, ее посещаемость снизится. Потом он одумается и вернется к публицистике, и к нему снова начнут возвращаться читатели. И напротив: малоизвестный блогер может неожиданно набрести на горячую тему, и она принесет ему кратковременную популярность, которая снизится после того, как горячая тема «остынет». Так, в 2012 году широкую известность получила Светлана Робенкова, рассказавшая в своем блоге, как сына ее знакомых сбила машина топ-менеджера «Газпромбанка». Напомним: обидчивый VIP-автомобилист пытался обвинить Робенкову и родителей маленького потерпевшего в клевете, но в противостоянии с гражданским обществом проиграл. Однако победоносная информационная война с социальной группой «топ-менеджеры госкорпораций» не вывела блог Робенковой в лидеры.
Как видим, с количественными критериями — темный лес.
И это не самое трудное. Как связать конкретный блог с конкретным гражданином? Как заставить его регистрировать свою страничку в качестве электронного СМИ, если он этого почему-либо не хочет делать? И что ждет блогера в том случае, если его карманное СМИ лишат регистрации? А как доказать, что блогер опубликовал скрытую рекламу и утаил от родной страны налоги, если он получил вознаграждение на анонимный электронный счет? Контроль над блогосферой на практике представляет собой затратное и трудоемкое мероприятие. И в настоящее время вряд ли осуществимое.
Однако не стоит расслабляться: в критический момент люди в штатском дадут команду провайдерам, и те заблокируют доступ к неблагонадежным ресурсам, включая блогохостинги и подобные им многопользовательские площадки. Прецеденты были: в некоторых субъектах Федерации в разное время ограничивали доступ то к YouTube, то к электронным библиотекам. Кроме того, у державников в запасе различные меры контроля. Например, с них станется ввести обязательную регистрацию не блогов, а блогеров. Хочешь вести блог — получи справку в НД, ПНД, разрешение от участкового, а потом подавай заявку в Роскомнадзор. И в блоге, будь то хоть Twitter, хоть страничка «ВКонтакте», изволь указать номер блогерской лицензии. А на того, кто осмелится постить няшных котиков, не имея соответствующей лицензии, обрушится карающий меч государства…
Но это, конечно, оруэлловские фантазии. Ничего подобного нет и быть не может. Все в порядке, ребятки-блогеры, пишите, что хотите, помните только про статью 282. И про другие статьи, оберегающие покой государственных людей. А котиков пока можно постить смело.
Материал подготовили: Владимир Титов, Роман Попков