Неоязычники вступили в конкуренцию с РПЦ за внимание Кремля

Владислав МАЛЬЦЕВ,

обозреватель «Независимой газеты» — специально для «Особой буквы»

Волхвы за Путина

Волхвы за Путина
РПЦ — лишь крупнейший игрок на прокремлевском политическом поле, официально признанному статусу которого многие завидуют. В том числе и весьма экзотичные организации — например, неоязычники, яростно поддерживающие Путина и клеймящие оппозицию.
8 августа 2013
Участие религиозных организаций — прежде всего Русской православной церкви — в политической жизни России в последние год-два уже настолько заметно, что и рассуждения об этом выглядят банальностью. Оно существовало и раньше, но таким демонстративным стало именно накануне и во время возвращения Владимира Путина на президентский пост. Меж тем мало кто мог ожидать, что в конкуренцию с РПЦ за внимание Кремля вступят неоязычники.

Именно в разгар предвыборной кампании 2012 года на встрече с главным кандидатом патриарх Кирилл публично заявил: «Что же такое 2000-е годы? Чудо Божие при активном участии руководства страны». За неделю до той встречи с Путиным и за несколько дней до «Марша миллионов» 4 февраля 2012 года, совершив молебен в храме Христа Спасителя, настоятель РПЦ несколько раз повторил, обращаясь к своей пастве: «Православные не ходят на демонстрации». (Собственно, эти действия главы Русской православной церкви и стали поводом для «панк-молебна» Pussy Riot, произошедшего в том же храме через несколько недель.)

Некоторые иерархи выражались куда более категорично и прямо, нежели предпочитающий византийский стиль патриарх. «Нам не нужны всякие Болотные со своими «болотами», — сказал 24 мая 2012 года архиепископ Челябинский Феофан (Ашурков) в проповеди в кафедральном соборе Магнитогорска. Неслучайно, видимо, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов называет Феофана своим духовным отцом.

С другой стороны, как не обратить внимание и на реляции о том, что крупнейший новый храм Москвы в рамках патриаршей «Программы-200» будет построен не где-нибудь, а при Академии ФСБ.

Но РПЦ — лишь крупнейший игрок на данном поле, официально признанному статусу которого многие завидуют и не прочь получить хотя бы близко такой же. В том числе на это претендуют и весьма экзотичные организации.

Например, «Совет волхвов «Русской народной веры» поддерживает курс Владимира Владимировича Путина, направленный на возрождение и укрепление России, русского народа и других коренных народов России». Это не шутка, а официальное заявление организации, носящей название «Всероссийский религиозный союз «Русская народная вера», и регулярно проводящей массовые обряды в Москве и соседних регионах.

Проповедь «Русской народной веры» в их деятельности устойчиво сочетается с убеждением единоверцев ни в коем случае не посещать марши и митинги оппозиции, где, как на грех, в последние годы то тут, то там мелькают красные знамена с золотым «коловратом» (восьмиконечной собирающей свастикой) — символом оформившегося в крупных городах России в 1990—2000-е годы русского неоязычества. К примеру, вот такое обращение было размещено на сайте «Русской народной веры» перед митингом на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года:

«Революция, которую сейчас в России начинает вся эта братия, — очередная из серии антирусских революций… Выходить на площади городов России в поддержку революции геев, педерастов, лесбиянок — всей этой иностранной колонны для любого человека, кто уважает свой РОД, свою семью, западло (sic!)».

И ведь нельзя сказать, чтобы это были какие-то случайные маргиналы-одиночки. Ирина Волкова, председатель «Русской народной веры», — неоязычница с большим стажем, аж с 1993—1996 годов, то есть со времен оформления в России первых общин «родноверов». Приобрела достаточно широкую (хотя зачастую скандальную) известность под своим неоязыческим именем Крада Велес. В 2002 году участвовала от общины «Колесо Велеса» в подписании «Битцевского обращения», ставшего идейным фундаментом для создания неоязыческого объединения «Круг языческой традиции» (КЯТ).

В 2003 году Волкова уходит из КЯТ и оказывается в другом крупном объединении неоязычников — Союзе славянских общин Славянской родной веры (ССО СРВ) Вадима Казакова. Здесь она занимает пост «главы Земли Московской» (то есть главы столичного отделения) и администратора центральных интернет-ресурсов объединения.

Последняя должность, стоит подчеркнуть, в подобных движениях не столько техническая («сисадминская»), сколько идеологическая, так как на данного активиста практически целиком ложится задача представлять идейные основы организации в Сети. Предыдущий главный администратор сайтов ССО РВ, работавший на этом посту в 2002—2003 годах, известный в среде «родноверов» под именем Орей, уйдя в «свободное плавание», занялся развитием движения «трайбалистов» и «этнофутуристов», пытающихся воссоздать в российских регионах идентичности древних балтских и финских племен.

В начале декабря 2008 года Волкова была лишена всех своих постов и изгнана из ССО СРВ Вадимом Казаковым, обвинившим ее в кознях и попытках «приватизировать» сайт движения. В конце того же месяца она со своими сторонниками, в основном из общин ССО СРВ Московского региона, создает движение под названием «Союз славянских общин Славянской родной веры» (ССО СРВ), или «Северный союз». В объединении Казакова «Северный союз» сразу же был объявлен «недружественной организацией». Поскольку основное название новой организации практически полностью повторяло название более известного и крупного движения Казакова, в итоге осенью 2010 года во избежание досадных недоразумений его изменили на Всероссийский религиозный союз «Русская народная вера» (ВРС РНВ), тем более что последнее звучало куда солиднее.

Идеология антилиберализма, взятая «Русской народной верой», в общем-то не нова и не маргинальна среди неоязычников. Еще в 2007 году один из видных мыслителей «родной веры» Николай Сперанский (волхв Велимир) говорил о «янки, ищущих группы поддержки их ублюдочной дерьмократии в России». Другое дело, что в 2011 году, когда Ирина Волкова начала свою медиакампанию против участия неоязычников в протестном движении, это воспринималось уже несколько иначе. И в ее заявлении по поводу разгона и задержаний на демонстрации на Манежной площади 11 января 2011 года («Мы должны бороться за свои гражданские права… Но… для выражения наших взглядов нам не обязательно собираться вместе на митинге. Для выражения наших взглядов каждый из нас может… носить национальную одежду — русскую рубаху с русскими орнаментами. Это самый сильный удар по тем, кого вы ненавидите всей душой») звучало уже что-то похожее на выступления патриарха Кирилла («Православные… не выходят на демонстрации… они молятся в тиши монастырей, в келиях, в домах»). В келии в молитве или на празднике в рубахе с орнаментом — главное, чтобы, не дай бог/боги, не на оппозиционном митинге.

С верноподданническими здравицами РПЦ в адрес главы государства схоже и поздравление «родноверов» Путина с избранием в 2012 году:

«Да помогут Вам наши Предки, Русские Боги, единые для всего человечества Боги Природы и Всевышний Бог в священной борьбе за спасение России и ее народа… [против] Мирового правительства, поставившего себе целью уничтожение народов России и расчленение Российской Федерации».

Хотя даже РПЦ в подобных поздравлениях не была столь истовой…

Параллелизм неоязычников в желании стать лоялистской, если не государственной церковью проявляется с РПЦ во многом, включая претензии на духовную опеку силовых ведомств. По высказанному в июле 2012 года мнению главы «Русской народной веры», каждый российский «воин, сотрудник правоохранительных органов, сотрудник МЧС ежедневно служит богу Перуну». Это уже было после массовых столкновений демонстрантов с ОМОНом на Болотной 6 мая 2012 года и начала массовой раскрутки уголовных дел против оппозиционеров.

Правда, «родноверам» предложения построить свой храм на базе ОМОНа в Строгино, как уже сделала осенью 2012 года РПЦ (посвятив его и отдельный памятник святому князю Дмитрию Донскому — победителю «проклятых басурман», диким ордам которых, видимо, уподобляют протестующих), пока не адресовали. И вряд ли адресуют.

«Русская народная вера» вступила на антиоппозиционной почве в публичный конфликт с другой неоязыческой организацией — созданной писателем Владимиром Истарховым (автором скандальной антихристианской книги «Удар русских богов») «Российской правой партией», активно участвовавшей вместе с националистами в общеоппозиционных маршах в 2012 году. Ирина Волкова заявила, что мелькающие на «Марше миллионов» красные флаги с коловратом украдены неким анонимом у ее движения, в ответ на что истарховцы дали по ней медийный залп со своего сайта, заявив, что «в неоязыческом движении она никто и ничто», а ее движение — «гэбэшная мышеловка».

Но вот во власти сделать хоть какие-то ответные шаги в сторону «Русской народной веры» совсем не спешат. Скорее наоборот. Заявку, поданную движением на Пушкинскую площадь (!) для проведения там 4 ноября 2012 года «Моления за Единство и Целостность, за Укрепление Государства Российского, Славления Русских Богов и Предков» мэрия Москвы даже не расценила серьезно и, конечно, не согласовала. Нагло не услышав заверения в верноподданнических чувствах:

«Не путайте нас с «болотной оппозицией», с «навальными-поткиными-удальцовыми». На нашем сайте были неоднократные публикации против так называемой оппозиции. Наша цель — единство и целостность России, а не очередная разрушительная революция. Общественно-политическая часть мероприятия — в поддержку законно избранного и действующего правительства России».

В услугах же волхвов, готовых помолиться за нее «Русским Богам и Предкам Нашим», власть пока что не нуждается.

Другое дело, что именно пока. Наличие каких-то групп, демонстрирующих власти свою навязчиво рьяную поддержку, сколь бы маргинальными они ни были, может в некоторых ситуациях оказаться Кремлю кстати. Скажем, те же православные активисты Кирилла Фролова, не первый год борющиеся с «болотом», в этом году проявились в Гагаринском районе, где мэрия попыталась навязать жителям радикальную реконструкцию Ленинского проспекта.

«Мы поддержали мэра Москвы на публичных слушаниях по реконструкции Ленинского проспекта, войну с которыми устроили радикальные оппозиционеры», — пишет Фролов. Кроме того, православные активисты, усиленные казаками и спортсменами, в том числе обученные ножевому бою, включились в противостояние с жителями путем проведения в районе уличных молебнов.

Возможно, в иной ситуации для продавливания каких-то проектов или просто поддержки власти на локальном уровне окажутся востребованы и лоялисты из числа неоязычников.

 

Материал подготовили: Владислав Мальцев, Александр Газов