Действительно, общаясь с «людьми из народа» много, ужасающе много узнаешь о беспросветной нищете, полицейском произволе, коррупции, адских случаях «этнического» криминала и о том, как по-идиотски, коряво, неэффективно, шиворот-навыворот устроена вся русская жизнь. Только в огромном большинстве случаев люди, перечисляя свои беды, не могут сделать ровно никаких правильных политических выводов, не говоря уж о конкретных политических маршрутах выхода из этого ужаса.
Более того, наши сограждане часто сами, не по своей вине (повторю для готовых уличить меня в русофобии и мизантропии — не по своей вине, не по своей природе!) являются участниками, творцами этого ада.
И дело даже не в «провинциальности». Вот Москва, Северо-Западный административный округ, район Щукино. Хорошее место, не чета Бутову и Капотне, «белый район». В этом округе депутатствует Максим Кац, мечтает о велодорожках, петуньях, красивых дверных ручках и прочей европейщине. Дом, в котором не снимают квартиры пресловутые «гастеры», и даже кавказцев с рынка тут нет. Возле каждого подъезда ежедневно жители сваливают горы мусора в огромных ашановских пакетах и коробках. При этом в доме есть функционирующий мусоропровод. Но людям лень сортировать остатки своей жизнедеятельности в маленькие пакетики и сгружать в мусоропровод. Проще оптом сгрузить гору мусора возле подъезда, «таджики утром заберут».
И каждое утро таджики, как муравьи, тащат эти горы на своих тележках. Однажды на двери подъезда появилось написанное коряво, от руки, с огромным количеством грамматических ошибок объявление, смысл которого сводился к тому, что пользуйтесь, граждане, мусоропроводом. Объявление было исписано уже на следующий день кучей издевательских комментариев на тему «безграмотных чурок», а потом и вовсе сорвано. Мусор продолжают вываливать на улицу, и Кацу, чтобы обустроить Щукино, придется столкнуться не только с засевшими в управе «крепкими хозяйственниками».
В России вполне обоснованное недовольство граждан наплывам нелегалов выливается в дичайший расизм. Национализм имеет форму ругани и не на чем не базирующегося высокомерия, а не романтической мечты о великом будущем России или западного национал-демократического пути к самоидентификации и гражданской консолидации.
Пьянство, бытовое свинство и матерщина соседствуют с лицемерными воплями о том, что Pussy Riot своим панк-молебном «в душу нагадили».
Люди боятся отдавать своих сыновей в армию, но при этом все являются великодержавными милитаристами.
Проклинают чиновников за коррупцию, однако сами стремятся найти возможность «решить вопрос по-быстрому».
Считают, что правящие элиты сильно засиделись на своих командных высотах, но в упор не понимают ценности голосования на выборах, отстаивания честных выборов. Будут насмерть биться на кассе в магазине за неправильно посчитанный творожный сырок, но хоть ты их убей не возьмут в толк, почему важен их гражданский голос, завещанный поколениями трудившихся и воевавших за Россию предков. И вообще: «Мы уже двадцать лет живем при демократии (!), и что толку?»
Знают, что океаны нефтяных денег уплывают в карманы лояльной Кремлю группы «бизнесменов», но задают идиотские вопросы в духе: «А когда было по-другому?», «Как может быть по-другому?».
Большинство ничего не читает, а те, кто читает, лучше бы не читали, потому что голова забита конспирологическим бредом — часами могут говорить о жидо-масонском заговоре и плане Аллена Даллеса, не зная при этом ни одной фамилии счастливо живущих путинских олигархов.
И тут важно правильно расставить эмоциональные акценты и сделать правильные практические выводы.
Первое. Люди не виноваты в том, что они такие, какие есть. Виновато государство, которое пренебрегало ими и пыталось их оскотинить на протяжении нескольких десятилетий. Сперва, в поздний советский период, это делалось невольно. Просто в обществе была создана ужасающая атмосфера лицемерия, при которой власти били в фанфары великих идей, но никто, начиная от трибуны Мавзолея и заканчивая самым пыльным райкомом, ни во что уже не верил. Затем, с начала 90-х, страну начали погружать в феодализм и средневековье вполне осознанно и топят в этом болоте по сей день.
Второе. Задача оппозиции (я имею в виду не разношерстную сборную солянку первых митингов на Болотной-Сахарова, а то многочисленное и сплоченное движение, которое начало формироваться сейчас) — не просто агитация населения и больше, чем информирование о реальном положении дел в стране. В первую очередь стоят задачи просветительского характера.
Нужно с доброй, терпеливой улыбкой просвещать, объяснять (если потребуется, то по многу раз) начиная с азов. Рассказывать, как устроена экономика, как функционируют сегодня и как должны функционировать в будущем, «после победы», органы государственной власти, откуда берутся в бюджете деньги, на что они тратятся и на что должны тратиться, что такое нация и национализм, что такое социализм, капитализм, что такое выборы, почему они важны, и так далее, и тому подобное.
Сущностно эти задачи ничем не отличаются от тех, что решали поколения революционеров 100—150 лет назад. Это все те же просветительские задачи. Просто тогда, 100—150 лет назад, нужно еще было и учить людей читать. Благодаря первым десятилетиям большевистского правления у нас в стране грамотность почти стопроцентная. Но это формальная грамотность. Народ в один «прекрасный» исторический момент (когда именно — вопрос дискуссионный) остался в третьем классе, его нужно неутомимо тянуть дальше. В этом залог и политического успеха оппозиции, и спасения страны как таковой.
Материал подготовили: Виталий Корж, Мария Пономарева