Октябрь 1993 года — 20 лет назад расстреляли парламент, Конституцию и веру в закон

«Особая буква»

Октябрята и пионеры «суверенной демократии»

Октябрята и пионеры «суверенной демократии»
Двадцатилетие октябрьских событий проходит странно: многие из тех, кто два десятилетия назад приветствовал разгон Верховного Совета, сейчас скорбят о расстреле Белого Дома и жертвах 3–4 октября. И даже время не расставляет все по своим местам.
3 октября 2013
4 октября 1993 года закончил свое существование не только Верховный Совет вместе со своими защитниками, вождями и противниками. Навсегда ушли люди конца 80-х с их пусть и разными, но убеждениями: кто-то свято верил в возможность восстановления Советского Союза, другие — в парламентскую республику, третьи — в Бориса Ельцина как спасителя Отечества. И почти все надеялись, что новая Россия будет жить по законам демократии и при главенстве права. Страна, страшно политизированная в то время, в одночасье поняла, что, кроме политики, есть еще танки, стреляющие в собственных граждан. Именно октябрь 1993-го породил последующее поколение прагматичных депутатов и чиновников, меняющих свои взгляды в зависимости от указов Кремля и предложенной наличности. Эти события воспитали целое поколение нынешних молодых людей, не понимающих, зачем ходить на выборы и митинги, если зарплату платят, за границу выпускают и кредиты дают. Пожалуй, именно для них, не представляющих, что можно умереть в центре Москвы за свои собственные убеждения от рук своих же военных, правда о расстреле Белого Дома важнее, чем для тех, кто и так все прекрасно помнит, знает и понимает. «Особая буква» собрала несколько фотографий, которые дают представление о том, какой была столица 20 лет назад.

 

Материал по теме: в октябре 1993 года власти «новой России» впервые использовали силу для решения своих политических проблем. Дальше им такие решение давались все проще. (ДАЛЕЕ) 

В материале «Власть и народ: история применения силы» «Особая буква» вспоминала самые крупные случаи политически мотивированного силового противостояния государства и граждан в постсоветской России. Таких конфликтов за недолгую историю РФ было немало. Однако перешедшая 21 сентября 1993 года в открытую фазу борьба президента Бориса Ельцина с Верховным Советом по сей день остается самым масштабным и драматичным из них.

Сразу после обнародования Ельциным Указа №1400 о роспуске Верховного Совета и блокирования ОМОНом Белого дома кровопролитие было неминуемым. Спорадические стычки между поддерживающими Верховный Совет оппозиционерами и ОМОНом стали постоянными, а 3 октября, когда колонны оппозиционеров пошли на прорыв блокированного Верховного Совета и штурм мэрии, в столице, по сути, началась гражданская война.

В ночь на 4 октября спецназ внутренних войск расстрелял толпу, пытавшуюся прорваться в телецентр «Останкино», а утром вошедшие в столицу войска устроили настоящую бойню на Краснопресненской набережной — стрельба из танков по битком набитому людьми зданию Верховного Совета продолжалась несколько часов.

Из-за несогласованности действий подразделений Минобороны и Внутренних войск армейцы и «вэвэшники» неоднократно открывали огонь друг по другу — именно этим, а не крайне слабой обороной защитников Белого дома объясняется большая часть потерь среди лояльных Ельцину военных. Кроме того, по войскам неоднократно открывали огонь снайперы, чья принадлежность до сих пор достоверно не установлена. Сторонники Ельцина утверждали, что это были «наемники» из Абхазии и Приднестровья, а по данным оппозиции, в военных стреляли сотрудники спецслужб с целью ожесточить солдат и офицеров.

Точных данных о погибших нет до сих пор, предположительно в Москве 3–4 октября погибли несколько сотен человек.

Четвертого октября было задержано около 6 тыс. человек, причем половина — без надлежащего оформления. По слухам, омоновцы расстреливали некоторых защитников Верховного Совета на расположенном неподалеку стадионе.

По факту октябрьского кровопролития было возбуждено уголовное дело. Его фигурантами являлись спикер Руслан Хасбулатов, Александр Руцкой, Владислав Ачалов, Виктор Баранников, Альберт Макашов, Виктор Анпилов, глава националистической организации «Русское национальное единство» Александр Баркашов, начальник личной охраны Макашова Евгений Штукатуров.

В феврале 1994 года все арестованные лидеры оппозиции были амнистированы Госдумой и освобождены из СИЗО. Те рядовые участники октябрьского восстания, кому удалось избежать внесудебной расправы сразу после задержания ОМОНом, к уголовной ответственности не привлекались.

*** 

 

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***