Протестная акция 30 ноября в микрорайоне Ухтомский, входящем в Косино-Ухтомский район Восточного округа Москвы, собрала, судя по фото- и видеоотчетам, около сотни человек. Помимо местных активистов, включая главу территориальной общины микрорайона Александра Плохоцкого, на митинге выступил депутат Госдумы от КПРФ Александр Потапов. «Речь не о том, какой объект строится, а о том, чтобы это было одобрено жителями, — подчеркнул коммунист. — Никто не против объектов духовно-культурного назначения, но против принципа, как это делается. Мы знаем, как на Молодежную улицу (в Гагаринском районе Москвы, еще один конфликтный участок под храм. — Ред.) приезжали такие здоровые ребята и говорили жителям: вы что, против церкви, что ли?» На такого рода действия жалуются и ухтомцы. 15 октября ими было направлено обращение в адрес Сергея Собянина (копия имеется в распоряжении редакции), где отмечалось, что жители оспаривают итоги проведенных в 2011 году публичных слушаний о выделении участка под храм, так как проводились они вообще в другой части района (представляющего собой объединение разновременно возникших поселений разного типа), да и к тому же фактически без оповещения жителей.
Отдельно ухтомцы отмечают, что опасаются определенных защитников храма. «1 сентября 2013 года, в день, когда было назначено общее собрание жителей микрорайона (по поводу храма. — Ред.), появились в числе верующих (на месте, выделенном под храм, где регулярно проводятся молебны. — Ред.) молодые парни крепкого телосложения, приехавшие на машинах, числом более 20, — говорится в обращении жителей. — Вид и поведение этих ребят, называющих себя представителями движения «Сорок сороков», было расценено жителями как провоцирующее к конфликтам».
Далее в обращении рассказывается, что «ухтомские жители, в особенности живущие недалеко от поляны (улица Камова, владение 2а)», выделенной под храм, «пишут, что стало страшно ходить по улице во время проведения таких мероприятий, и при наличии таких верующих они боятся отпускать детей гулять, что скопление машин затрудняет проезд и проход по улице».
Что касается «Сорока сороков», о которых мне уже приходилось писать после проведения ими в октябре молебна в поддержку строительства храма на Ходынке, то в группе движения в соцсетях действительно можно найти сообщение о том, как 1 сентября «они пришли на помощь постоять в противоборстве за веру», точнее, «помочь отстоять площадки под строительство храмов» в Косино-Ухтомском и Кузьминках. На фотографиях с места событий в Ухтомском действительно присутствует десяток-два парней и мужчин одинакового спортивного телосложения и внешности, нехарактерной для обычных московских православных богослужений.
Реакция православных на инициативу жителей, информация о которой была размещена в Интернете утром 27 ноября, оказалась своеобразной. «Интересно, что вчера (27.11.13) на встречу с префектом ВАО пришли православные активисты и потребовали не разрешать этот митинг, т.к., по их словам, передача земли уже согласована, — отметил один из активистов ВАО, присутствовавший на встрече. — Префект сказал, что одно с другим никак не связано».
Дальше началась подготовка «православного десанта», тактика которого уже была опробована в целом ряде районов Москвы. Вечером 28 ноября в группе «Сорока сороков» в социальных сетях появился призыв «быть всем… с друзьями и соратниками» 30 ноября в 10.30 на месте строительства храма в Ухтомском на молебен и последующие неожиданно возникшие «православные народные гулянья». Поскольку любые гулянья в России, как известно, имеют обыкновение затягиваться, то, судя по всему, пришедшие в 12.00 на то же место на согласованный митинг жители, скорее всего, столкнулись бы с уже находящимися здесь верующими, в том числе и с приехавшими спортсменами.
На такую возможность в сообщении «Сорока сороков» также весьма прозрачно намекалось:
«Предупреждаем, что могут появиться наши заблудшие братья и сестры, выступающие против строительства храма, и устроить провокации, но мы смиренно и с любовью встретим их и после миссионерской беседы отпустим с миром».
Правда, сложно судить, каковы методы «миссионерских бесед» у православных спортсменов. Вот, например, описания (от их же лица, все в той же уклончиво-благочестивой манере) их действий в Коньково, где строительство храма также столкнулось с сопротивлением жителей:
«Местные жители (7—10 чел.) устроили бунт и не давали машине разгрузиться… Но два наших брата общим весом 230 кг, смиренно и мирно, несмотря на оскорбления и тычки ударов, оттеснили недовольных в сторону». Ну, представьте себе, как вас решительно и «смиренно оттесняет в сторону» качок весом в 110—120 кг…
Можно добавить, что объявление о мобилизации православных активистов появилось также в группе Национал-консервативной партии России, созданной недавно известным каратистом Андреем Кочергиным. У этой партии с креном в ультраконсерватизм также откровенно спортивный уклон, она и формируется в значительной степени из спортсменов и имеет свои секции с такой вот программой подготовки:
«Были рассмотрены элементы психической боевой подготовки, проведены упражнения из раздела ножевого боя, ударная отработка по лапам, анализировалась тактика поединка на улице, ударка и борьба в партере».
Это описание тренировок личного состава ее московского отделения, прошедших 3 ноября.
На других фото в группе Национал-консервативной партии — занятия в качалке с пауэрлифтером Алексеем Михайловичем, который одновременно является одним из модераторов группы «Сорока сороков» и непосредственно разместил анонс сбора 30 ноября в Ухтомском. На фото в анкете Алексея Михайловича можно найти и более интересные фото — например, рядом с некими качками, у одного из которых на груди набита свастика.
В общем, неудивительно, что перспектива появления таких православных спортсменов вызвала весьма нервную реакцию жителей Ухтомского, которые обратились за помощью в правоохранительные органы.
Конфликтную ситуацию удалось «разрулить» лишь буквально в самый последний момент — заявление об отмене сбора в Ухтомском в связи «с просьбами от священноначалия (РПЦ — Ред.), властей и правоохранительных органов» было обнародовано «Сорока сороками» лишь поздно вечером 29 ноября, то есть буквально накануне массового выезда. Да и то, есть определенные основания полагать, что некоторые православные спорт-активисты все же отправились туда. Так, в репортаже Общественного телевидения в 1.05 на видео близ митинга запечатлены двое мужчин накачанного телосложения, один из которых очень похож на описанного выше пауэрлифтера Алексея Михайловича. Кроме того, как сообщили мне в фонде «Здравомыслие», один из участников которого вел съемку на митинге, «ему милиционер из первого спецполка (присутствовавший на митинге в охранении. — Ред.) сказал, что развернули автобусы с группой поддержки».
Присутствие на митинге ухтомцев нескольких представителей антиклерикальных движений из других районов, очевидно, подсказало их оппонентам выигрышный ход — вообще целиком приписать тем весь протест! В последовавшей начиная сразу же после завершения митинга серии сообщений в популярных СМИ, основывавшихся на информации пресс-службы Фонда поддержки строительства 200 храмов, митинг жителей превратился в «митинг атеистов», которые, как явствовало из оригинальной подачи материала, «сорвали молебен на месте строящегося храма в Москве». То, что информация о молебне появилась днем позже, чем информация о митинге, и даже в ответ на него, и что молебен был за полтора часа до митинга (следовательно, последний никак не мог ему помешать — скорее, уж наоборот), и отменен молебен был местным духовенством, в этой подаче осталось «за кадром».
Факт того, что подобные действия лишь накручивают негодование местных жителей, которые в том же Ухтомском, как заявлялось в обращении, долгое время не хотели митинговать и пытались найти на встречах с духовенством понимание, вряд ли берется кем-то в расчет. По сути, идет информационная война. И не только информационная. Как было сказано в заявлении «Сорока сороков», «если эти господа… добьются своими митингами того, что храм не дадут, мы оставляем за собой право на организацию движения за строительство храма на Ухтомке». То есть не исключен и новый «десант». В свою очередь, в резолюции митинга 30 ноября ухтомцы заявили: «Мы решительно осуждаем попытки запугать нас угрозами посторонних для жителей заезжих группировок».
Вопрос: нужно ли РПЦ такое противостояние с жителями, все более поляризующее население в районах, где идет строительство? Приезжие спортсмены-то могут помочь «продавить» строительство храма, только ходить-то туда местным, которые только что увидели эти «миссионерские методы» в действии, не захочется.
Материал подготовили: Владислав Мальцев, Александр Газов