На российскую оппозицию ветра Майдана действуют по-разному. Меньшая часть оппозиционеров, наиболее восторженная и не склонная к сложному анализу происходящего, просто ликует, и все. Она уверена, что в России рано или поздно будет ровно так же, как на Украине, — когда народ «созреет». Это очень счастливые люди, завидую им даже иногда.
Основная часть протестно настроенных граждан, следует отметить, обладает по поводу Украины здравомыслием: радуется за украинцев, однако понимает, что Майдан может научить нас многому, но далеко не всему — огромная часть нынешней украинской мятежной истории просто непереносима на российскую почву. Тут дело и в отсутствии в крови украинцев памяти о крепостничестве в такой немыслимой концентрации, как в нашей, и в традициях Запорожской вольницы, и в том, что значительная часть украинцев на западе страны вообще до 1945 года жила в другом, немосковском государстве, веками не знала ни рабовладельческого строя Российской империи, ни тоталитаризма СССР. Дело и в отсутствии на Украине такого явления, как «системная оппозиция», и в наличии огромного количества независимых СМИ, и в сотнях оппозиционных депутатов в парламенте, и много в чем еще, перечислять долго можно.
Но есть такая категория российских граждан, которые вроде как все знают про Путина и путинскую систему, испытывают к ней отвращение, даже борются с ней по мере сил. Однако как только речь заходит о происходящем на Украине, сознание моментально выворачивается шиворот-навыворот. Люди, только что испытывавшие отвращение от оборотов госпропаганды по поводу самих себя («раскачивание лодки», печеньки Госдепа», «грузино-литовские шпионы»), тут же сами переходят на язык Дмитрия Киселева и Аркадия Мамонтова, начинают говорить про «бандеровский антирусский шабаш», «славянское единство», «геополитические интересы России» и тому подобную муру.
Я тут не про Зюганова с Лимоновым, разумеется, говорю и не про депутата Елену Ткач, которая сумела избраться в муниципальное собрание на волне протестных настроений москвичей, а теперь предлагает называть в Москве улицу в честь костоломов из «Беркута». С такой публикой все ясно.
Я про реальных оппозиционеров, чей образ мышления применительно к украинской ситуации является абсолютной загадкой.
Вот один из известнейших политических адвокатов России, защищавший оппозиционеров во множестве процессов, работающий сейчас по «болотному делу», пишет в «Твиттере», что на Украину следует ввести российские танки. А жена одного из политзаключенных, сидящих по тому же «болотному делу» (активистка со стажем), тоже призывает остановить «пиндосов и бандеровцев».
Особую грусть этой ситуации придает то, что другой фигурант «болотного дела» Леонид Развозжаев пытался укрыться на территории Украины от российской тюрьмы, от российского неправедного суда, но был сдан спецслужбами Януковича российским силовикам, увезен в Россию, в пыточный брянский подвал, замотанный скотчем. Вот оно, нынешнее «славянское единство» в действии. Не «пиндосы» же Развозжаева вывезли и не бандеровцы, а ровно те, против кого сейчас бунтует ненавидимый женой и активисткой Майдан.
А семь лет назад была другая история «славянского единства», когда оппозиционерка Ольга Кудрина бежала из России от пятилетнего тюремного срока за участие в протестных акциях. Она укрылась на «оранжевой» Украине, получила статус беженца, нашла там работу и с тех пор живет в этой стране. Украина президента Ющенко и премьера Тимошенко не выдала русскую девушку Москве, и Ольга сейчас на свободе, во-первых, благодаря существованию независимого украинского государства, а во-вторых, благодаря тому, что когда-то в этом независимом государстве произошла революция и несколько лет у власти были независимые национальные силы. И страшное заключается в том, что адвокат, защищавший Кудрину в российском суде, как раз остро хочет сегодня российских танков на Украине.
А после Ольги Кудриной на Украине во времена Ющенко укрылись еще несколько русских политбеженцев.
С русско-украинским единством тут вот какая история. Оно, единство, сегодня может быть только в двух вариантах.
Первый вариант — это национальное единство русских и украинцев, когда оба народа борются за свою свободу и завоевание свободы, свержение антинациональной бюрократии одним из этих народов является абсолютным благом и для другого народа тоже — победившие братья дадут опыт, поддержат, укроют в случае необходимости от пыток, от тюрьмы.
Второй вариант — это единство правящих бюрократий и, следовательно, сообщничество карательных органов России и Украины.
Никакого другого русско-украинского единства нет и быть не может. Все остальное — или нафталиновые хороводы а-ля «День славянской письменности и культуры», или лженаучные «геополитические» фантазии.
Можно сомневаться в ценности опыта Майдана для России, анализировать Майдан, критиковать отдельные неумные действия Майдана. Нельзя желать одного — поражения Майдана. В конце концов поражение Майдана — это отсутствие спасения от страшной русской тюрьмы для многих наших сограждан.
Материал подготовил: Роман Попков