Представители американской администрации продолжают делать сенсационные заявления. Недавно вице-президент США Джо Байден заявил о том, что сокращение населения и слабо развитая экономика могут заставить Россию пойти на сближение с Западом, как это уже было в конце 80-х годов. Заявление прозвучало на фоне высказываний самого президента США Барака Обамы, подчеркнувшего свое желание видеть Россию сильной и процветающей страной.
А вчера помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Гордон в ходе выступления в Конгрессе упомянул о возможности вступления России в НАТО. По словам Филипа Гордона, он не исключает такое развитие событий при поддержке подобной идеи остальными странами — членами альянса и соответствии самой России необходимым для членства требованиям.
Господин Гордон также подчеркнул необходимость убедить Москву в том, что от Североатлантического альянса не исходит угрозы безопасности России. В целом речь помощника секретаря была посвящена российско-американскому военному сотрудничеству.
Комментирует Олег Куликов, депутат Государственной думы
Подобная риторика уже звучала из уст американских политиков в начале 90-х годов. Тогда под вывеской миролюбивых намерений в конечном итоге НАТО подошло к границам России. Я считаю, что сегодня Североатлантический альянс не справляется с теми обязательствами, которые он на себя взял. Это мы видим и в Афганистане и, естественно, в Европе.
Сегодня страны НАТО не заинтересовано в расширении альянса, так как оно предусматривает определенные обязательства по модернизации вооруженных сил страны-кандидата. Говорить о том, что возрождение умиротворяющей Москву риторики начала 90-х приведет к скорому принятию в Североатлантический альянс Украины и Грузии, не следует — НАТО не примет в свой состав столь нестабильные государства.
Цель высказывания представителя госдепа США, на мой взгляд, — показать альянс белым и пушистым голубем, в который когда-то сможет войти и Россия. Но Россия в НАТО войти не может по определению. НАТО — своего рода ловушка.
Страны, вступающие в альянс, слабы в военном отношении. Поэтому они жертвуют частью своего суверенитета, предоставляя организации право распоряжаться своими вооруженными силами и получая взамен место под общим зонтиком системы коллективной безопасности.
России этого не нужно — мы в подобной защите не нуждаемся. И никогда не будем жертвовать даже частью своего суверенитета. Слова представителей американской администрации, скорее, демонстрируют желание видеть Россию слабой. Такой, какой США видели ее 10—15 лет назад.