Президент Украины Виктор Ющенко призвал Дмитрия Медведева активизировать российско-украинские отношения, существенно ухудшившиеся в последние годы. Выступая на пресс-конференции в Полтавской области во время посещения Сорочинской ярмарки, он заявил о своей готовности сесть за стол переговоров и начать диалог. А через три дня в штаб-квартире НАТО в Брюсселе была подписана декларация о дополнении к Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора.
Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин считает, что Ющенко и его окружение стараются форсированными темпами втянуть свое государство в Североатлантический альянс — до истечения срока полномочий нынешнего президента Украины.
Напомним, 11 августа президент России обратился к главе Украины с открытым письмом, в котором обвинил действующую украинскую власть в проведении антироссийской политики и сообщил об отмене отправки нового посла на Украину. Позднее Дмитрий Медведев также заявил, что не видит перспектив восстановления российско-украинских отношений при действующем руководстве Украины.
Украинская сторона расценила послание Медведева как негласное предупреждение об объявлении войны, которая до этого уже велась экономическими методами. В свою очередь Виктор Ющенко отверг обвинения в проведении антироссийской политики и заявил, что «очень разочарован» недружественным отношением Медведева.
Комментирует Алексей Кондауров, член президиума Национальной ассамблеи России, генерал КГБ в отставке
Разумеется, президент может выражать свою точку зрения. Но я с этой точкой зрения не согласен. И форма, в которой все это было подано, мне тоже кажется неуместной. Если у Дмитрия Медведева, российского президента, есть какие-то личные претензии к украинскому коллеге или к тому, как складываются отношения, то нужно было заниматься этим по дипломатическим каналам, а не вылезать с этим в публичную сферу. Да и претензии, которые были предъявлены, ни по форме, ни по содержанию не отражают существующего положения.
Украина суверенное государство, а мы все никак не можем или не хотим этого понять. Мы пытаемся разговаривать с Украиной как с собственным сателлитом, и эта так называемая лже-имперскость вылезает во всех претензиях. И, естественно, это не может нравиться украинской стороне. Они проводят ту политику, которую считают нужным проводить. Дмитрию Медведеву она кажется недружественной. А по моим наблюдениям, украинское государство просто-напросто поступает в соответствии со своими национальными интересами. Они хотят идти в Европу, значит, это выгоднее, чем броситься в объятия России. Но это не значит, что они по отношению к России ведут себя недружелюбно.
Я не вижу проблемы в том, что Украина выстраивает многовекторную политику, а не однозначно ориентирована на Россию. Если они считают, что НАТО им ближе, чем силы оперативного реагирования ОДКБ, в которое они не входят, то это их выбор. Если Украина считает, что Евросоюз им поможет улучшить пропускную способность и модернизировать их газотранспортную систему, то это их право. И я не вижу здесь никакой трагедии.
Медведев больше нанес ущерб нашим отношениям, чем те или иные действия, которые предпринимает в ответ Ющенко. Ющенко как раз воспользовался ситуацией и по-европейски корректно и вразумительно призвал Медведева к открытому обсуждению проблемы.
Если целью было нанести ущерб рейтингу Ющенко в преддверии выборов, то я не думаю, что она достигнута. К тому же это мелкий вопрос. Кто бы ни сменил Ющенко, Украина все равно будет проводить проевропейскую политику. И нам с этим надо просто смириться и попробовать извлекать из всего свою выгоду.