Белорусский парламент планировал рассмотреть вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии еще на весенней сессии. Однако позже этот вопрос необъяснимо исчез из повестки. Еще до выборов осенью 2008 года Лукашенко объяснял свою медлительность тем, что не может принять такого решения, не посоветовавшись с новыми депутатами. Впрочем, эксперты тогда напрямую связывали вопрос признания с кредитом для Белоруссии, сумму которого Минск хотел увеличить.
Новый реверанс белорусского политика в сторону России, как считают эксперты, связан с результатами визита в Москву Уго Чавеса. Венесуэла за публичное признание Абхазии и Южной Осетии получила кредит на покупку оружия, по разным оценкам, от 500 млн до 2 млрд долларов. «Батька», видя такой пример перед глазами, готов опять торговаться с Россией за свою готовность признать бывшие грузинские территории суверенными государствами.
Но на этот раз Лукашенко в своем торге вряд ли будет непреклонен. На это он намекнул в Вильнюсе. «Если смотреть на это по-человечески, мы уже давно должны были поддержать в этом вопросе Россию», — пооткровенничал он перед собравшимися журналистами.
Комментирует Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики
Вряд ли Лукашенко выполнит обещание — хотя бы потому, что признание этих республик закроет путь Белоруссии в Евросоюз. Думаю, торг действительно начался. Только не с Россией, а с Западом. И торг этот будет нешуточным.
Скорее всего, осенью белорусский парламент откажется признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. И Лукашенко разведет руками — я бы и рад, но народ-то против. Разумеется, эта игра на публику никого ни в чем не убедит, кроме самого Лукашенко: всему миру известно, что все политические решения принимает единолично «Батька». А его парламент проголосует так, как он прикажет.
Не думаю, что Лукашенко прикажет парламенту голосовать за признание. Ведь он прекрасно понимает, что теперь на время его президентства о союзном государстве Белоруссия — Россия можно забыть. А последний гвоздь в гроб этого государства забила именно Венесуэла, которая признает Абхазию и Южную Осетию, по всей видимости, раньше Белоруссии. Значит, потеряв Россию, Лукашенко должен налаживать прочные связи с Европой.
Что он и пытается делать.