Россия — НАТО

Александр ХОЛДЕН,

журналист (Нью-Йорк)

ПЕРЕЗАГРУЗКА БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ПЕРЕЗАГРУЗКА БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Новый генсек НАТО приехал в Москву в тот момент, когда отношения России и НАТО, пережив самый сильный за последнее время спад, начали нормализовываться.
18 декабря 2009

Вслед за нашим президентом Бараком Обамой новый генеральный секретарь Североатлантического альянса решил провести перезагрузку отношений с Россией. Андерс фог Расмуссен как бы подвел черту под высказываниями своего предшественника, Яапа де Хооп Схеффера, и начал дружить с Россией так, как будто российско-грузинской войны не было.

Естественно, НАТО пытается сохранить лицо — его представители не устают повторять, что не отступаются от своих базовых ценностей, никогда не признают Южную Осетию и Абхазию и будут настаивать на том, что эти две территории являются частью Грузии. Попутно НАТО уже подготовило почву для того, чтобы в ближайшие годы Грузия в НАТО не попала, — как поясняют в Брюсселе, эта страна «пока не соответствует необходимым стандартам для вступления в организацию». 

В своем интернет-блоге Расмуссен обильно комментирует отношения с Россией, выражает уверенность, что в Москве понимают: в хороших отношениях заинтересованы обе стороны. При этом настроение генсека в принципе совпадает с настроением президента США — тот тоже придерживается в разговоре с Москвой благожелательного тона и как бы не замечает, что на практике в подходе российского руководства к внешней политике мало что изменилось. 

Приходится признать, что под этими реверансами есть серьезные основания. В уходящем году Москва действительно сделала Брюсселю и Вашингтону царский подарок — разрешила транзит военных грузов для воюющих в Афганистане натовских сил через свою территорию. И это несмотря на то что многое во внешней политике США и НАТО в России по-прежнему вызывает беспокойство. А секретарь Совета безопасности Николай Патрушев выражается еще конкретнее: по его мнению, во всех нынешних мировых бедах виноваты плохие заокеанские ребята с нефтяными интересами. 

На уменьшение роли НАТО, точнее, на растворение НАТО в более крупной организации нацелены и предложения Дмитрия Медведева, заложенные в его проекте договора о европейской безопасности. Но здесь, на Западе, всю эту риторику и даже сам медведевский проект серьезным не считают. Во всяком случае, Расмуссен в одной из бесед с российским президентом осторожно предложил не делать проект юридически обязательным. 

На самом деле и Брюссель, и Москва изначально понимали, что Расмуссен приехал обсуждать не кремлевские предложения, меняющие структуру всеобщей безопасности, а конкретные вещи по Афганистану. Сможет ли Россия снабдить афганскую армию вертолетами и запчастями, согласится ли готовить на своей территории афганских полицейских в необходимых количествах, а также — разрешит ли другим странам коалиции военный транзит через свое воздушное пространство? По итогам переговоров в Кремле можно сказать, что программу-минимум Расмуссен выполнил: Дмитрий Медведев поручил своим подчиненным внимательно рассмотреть просьбы генсека НАТО. 

Итак, на практике Россия начала сотрудничать с НАТО по полной программе, как бы выдавая этой организации аванс. В Москве, без сомнения, ожидают, что в обмен на сотрудничество Альянс откажется от расширения. К тому же Россия, видимо, успокоилась насчет Украины — не похоже, чтобы любой из фаворитов нынешней президентской гонки в этой стране после своей победы устремился в НАТО.

Но во всей этой идиллии заложена мина замедленного действия. Дело в том, что люди в США и Европе смотрят на своих лидеров и постепенно понимают: ради решения сиюминутных задач они вполне готовы поступиться принципами. Времена принципиальных Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер, решительно боровшимися с «империей зла», ушли в прошлое. Сейчас Запад унизительно зависим от Москвы: Вашингтон — в вопросах сдерживания Ирана и войны в Афганистане, Европа — в энергоснабжении. И Москва этой зависимостью умело пользуется.

В Соединенных Штатах пока еще остаются люди, которые упорно отстаивают базовые ценности. Многим и у нас, и в России памятно письмо 70 конгрессменов, которое они вручили Бараку Обаме перед его встречей с Дмитрием Медведевым в Копенгагене. В нем они указали на необходимость приостановить деятельность российско-американской комиссии по гражданскому обществу. С российской стороны эту комиссию возглавляет влиятельный сановник Владислав Сурков, и конгрессмены посчитали невозможным поддерживать сотрудничество с человеком, которого они считают одним из строителей системы авторитарной власти в России.

В Европе тоже есть принципиальные люди. Если новый генсек НАТО переусердствует в налаживании связей с Москвой, то, например, страны Восточной Европы, традиционно не доверяющие России, наверняка возмутятся. 

Вполне возможно, что руководство НАТО сделает шаги, упреждающие такой гнев. Не исключено, что Североатлантический альянс попытается сразу же компенсировать визит генсека в Москву какой-либо помощью Грузии. Но шаги эти должны быть достаточно существенными, чтобы грузинское руководство если и не поверило в то, что НАТО о Тбилиси не забывает, то хотя бы слегка успокоилось.