Маневры продлятся несколько дней. В них будут задействованы штабы, расположенные в Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, а также американских городах Колорадо-Спрингс и Анкоридж.
По сценарию якобы захваченный террористами частный гражданский самолет пересечет Тихий океан в сторону России и вернется обратно. До российской воздушной границы его будут сопровождать американские многоцелевые истребители F-22 «Раптор». После чего контроль за «захваченным» воздушным судном перейдет к российским МиГ-31.
ВВС РФ должны будут следить за лайнером в пределах своего воздушного пространства, а затем передать всю необходимую информацию американской стороне, когда самолет направится обратно в США.
За ходом учений будут наблюдать офицеры из России, Соединенных Штатов и Канады. Оценить эффективность военно-воздушных сил они смогут непосредственно с борта «захваченного» самолета, почувствовав себя в шкуре террориста. Чтобы облегчить общение представителей командования, на борту также будут присутствовать переводчики.
По мнению специалистов, обе стороны получат от учений значительно больше, чем просто практический опыт от совместной тренировки. Для американских военных это редкий случай поближе познакомиться с российской военной элитой, которую в США традиционно считают настроенной против Запада. В свою очередь, для командования ВВС РФ маневры являются возможностью больше узнать о структуре и особенностях американской армии, полностью формируемой за счет добровольцев на контрактной основе.
Комментирует Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа
С 2008 года американские корабли не заходили в наши порты, совместные учения не проводились, сотрудничество между Россией и США в этом направлении было заморожено. Сегодня оно возобновляется. И эти учения во всех отношениях хороши.
В политическом плане это сотрудничество двух государств, что говорит об улучшении наших взаимоотношений, о том, что югоосетинские события двухлетней давности сегодня не стоят во главе угла, хотя и не забыты.
В военном плане это работа, направленная на выработку понимания сигналов, подаваемых друг другу, чтобы в случае возникновения кризисных ситуаций стороны могли действовать эффективно. Мы сотрудничаем с Соединенными Штатами и НАТО в борьбе с терроризмом, пиратами, в других сферах, и отработка взаимодействия при проведении совместных операций крайне актуальна.
Учения важны и с точки зрения возможности проведения в будущем совместных миротворческих операций. Следующие совместные российско-американские учения вполне могут носить характер выполнения неких миротворческих миссий.