Глава государства

Владимир КАРПОВ,

обозреватель «Русской службы новостей» —
специально для «Особой буквы»

РОССИЯ, ВПЕРЕД, Я СКАЗАЛ!

РОССИЯ, ВПЕРЕД, Я СКАЗАЛ!
Распоряжения президента РФ игнорируют его подчиненные и окружение.
16 августа 2010
От призывов и увещеваний президент перешел к решительным действиям — сделал несколько гневных заявлений, дал ряд жестких распоряжений и провел серию неожиданных отставок в высшем руководстве. Но помогут ли крутые меры сдвинуть дело с мертвой точки?
Насколько этот эмоциональный президентский порыв скажется на эффективности системы управления — вопрос, который пока остается открытым. Слушатели «Русской службы новостей» разделились во мнениях: 57 процентов последние события обнадеживают, 43 процента — пугают. Кто-то выдохнул: «Ну наконец-то!», кто-то расценивает это как «махание шашкой» от безысходности.

«Прошу прекратить заседание! Караул устал и хочет спать...» — фраза, брошенная Анатолием Железняковым (более известным как Матрос Железняк) в январе 1918 года, вошла в историю и ознаменовала начало Гражданской войны в России. Учредительное собрание разогнали, договариваться стало некому и не с кем. Пришла пора действовать.

В этой связи как не вспомнить слова Медведева, которые он опубликовал в своем блоге в «Твиттере» после заседания Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике 29 июля: «Если кто все-таки посмотрел трансляцию (хватило терпения), можете сделать выводы сами. Проблемы важнейшие, а слушать невозможно. Очень много слов было сказано. Практических действий и предложений по решению проблем не услышал. Очень жаль. Это не работа».

Простой подбор цитат и решений президента Медведева, которыми пестрят издания в последнее время, может дать довольно интересную картину. Присмотревшись, невольно приходишь к выводу, что глава государства изменил поведенческую линию. От призывов и увещеваний он перешел к решительным действиям... Хотя здесь можно поставить и вопросительный знак. Перешел ли? Какие горизонты рисует перед собой глава государства, когда принимает те или иные решения? Продуманная стратегия или накопившееся раздражение?

События последних дней.

4 августа. Президент проводит совещание, на котором предупреждает о неполном служебном соответствии главкома ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого и его первого заместителя адмирала Александра Татаринова. В тот же день он увольняет ряд высокопоставленных сотрудников Минобороны в связи с пожаром на базе ВМФ в Коломенском районе Московской области.

Далее Медведев предупреждает руководителей энергообъектов, что они могут сразу увольняться, если допустят на своем предприятии ситуацию, подобную диверсии на Баксанской ГЭС. «...Если хоть что-нибудь произойдет, сразу пусть пишут заявление об увольнении», — заявил глава государства на расширенном заседании Совбеза.

6 августа. Дмитрий Медведев отправляет в отставку руководителей главных управлений ФСИН по Приморскому краю и Свердловской области. Указом президента от занимаемых должностей освобождены начальник ГУ ФСИН по Приморскому краю генерал-майор Анатолий Завадский и начальник ГУ ФСИН по Свердловской области генерал-лейтенант Александр Ладик. Причиной для увольнения региональных начальников стали многочисленные нарушения в работе вверенных им подразделений.

И тут же Медведев намекает на грядущую революцию в правоохранительных органах. Он предлагает переименовать российскую милицию в полицию. По его словам, «пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией».

7 августа. Президент предлагает уволить руководителей структур Рослесхоза, которые не стали прерывать свои отпуска в связи с пожарами. В качестве примера такого отношения он привел начальника Мослесхоза Сергея Гордейченко. «Вон, в Московской области, что ли, ждали-ждали этого начальника по лесным делам, а он так и не вернулся. Видимо, у него все в порядке. Если не вернулся из отпуска, я думаю, нужно сделать так, чтобы он не возвращался», — сказал президент. Спустя несколько дней Гордейченко увольняют.

10 августа. Медведев требует наказать чиновников и бизнесменов, закупавших томографы по завышенным ценам. Руководитель Контрольного управления администрации президента Константином Чуйченко доложил главе государства, что в результате действий посредников в регионах разница в стоимости томографов составила более 55 млн рублей. Медведев поручил прокуратуре и СКП привлечь к ответственности всех, кто причастен к этим махинациям. «Я лично дам указание Генпрокуратуре и руководству СКП, чтобы все, кто к этому причастен, понесли суровое, серьезное наказание», — заявил Медведев. Он назвал «хамским воровством государственных денег» накручивание цен при покупке медицинского оборудования. «Люди, которые это устраивают, ни стыда, ни совести не имеют», — эмоционально добавил президент. Кстати, не нужно было быть физиономистом, чтобы заметить гримасу искреннего негодования на лице Дмитрия Медведева. Итог — 17 уголовных дел.

11 августа. Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело в отношении заместителя начальника Главного управления капитального строительства Управления делами президента Владимира Лещевского. В сообщении СКП говорится, что поводом для его преследования стало заявление председателя правления компании «Москонверспром» Валерия Морозова. А если быть точнее, то резолюция Медведева «разберитесь и доложите» — на статье в «Новой газете». Первое требование президента «разобраться», которое прозвучало еще в прошлом году, фактически было проигнорировано.

Во вторник же на совещании по проблемам Северного Кавказа Медведев чуть ли не пинками пытается ускорить работу по привлечению инвестиций в Республику Дагестан. Полпред в СКФО Александр Хлопонин получает строгое предупреждение, руководство Дагестана президент обвиняет в потворстве коррупции: «Надо действовать, надо заниматься реальной борьбой (с преступностью), а не торговать должностями». Кроме этого, отправлен в отставку глава МВД Дагестана Али Магомедов.

И так далее, и тому подобное...

Создается ощущение, что если бы Медведев писал что-то подобное статье «Россия, вперед!» сегодня, то заглавие у этого творения было бы несколько иное: «Вперед, сукины дети!», «Бегом, вашу мать!» или нечто похожее. И его можно понять.

Косвенным подтверждением того, что у Медведева «накипело», служит и недавнее интервью Эллы Памфиловой, в котором она объясняет причины своего ухода с поста главы Совета при президенте по правам человека. «Беда в том, что большая часть распоряжений президента игнорировалась, — и я считаю это неудачей президента», — рассказала Памфилова Newsweek. — Зная, что дело (строительство дублера Ленинградки через Химкинский лес) включает в себя коррупцию на высочайшем уровне, президент приказал генпрокурору провести расследование. Но система не работает: кто-то не хочет выполнять приказы президента», — заключила экс-глава президентского Совета. В этом же интервью Памфилова практически призывает Медведева перейти к решительным действиям: «Чтобы сделать систему работоспособной и побороть коррупцию, он должен уволить каждого, кто ослушается его приказа, без всякой пощады».

Примеров невыполнения президентских поручений накопилось огромное количество. Чего только стоит попытка либерализовать российское уголовное право… С какой-то разудалой ленцой разноуровневый чиновник продолжает размышлять над целесообразностью исполнения законов и решений главы государства.

Жутко ощутить себя в том положении, в котором оказался сейчас Медведев. Тут уж невольно озвереешь, даже если мягкий, даже если из плюша.

В любом случае, победой здесь пока и не пахнет. А как поражение можно будет рассматривать гипотетическую статью Медведева «Да пошли вы!». Пока президент ее еще не написал...