Контрразведка

Алексей Мартынов,

директор Международного института новейших государств

Румынский шпион вернулся с холода

Румынский шпион вернулся с холода
Сотрудник Службы внешней информации Румынии Габриэл Греку, работающий в посольстве этой страны в Москве, объявлен персона нон грата и должен покинуть российскую территорию в течение 48 часов.
18 августа 2010
ФСБ изъяло у Габриэла Греку снаряжение, «полностью изобличающие его враждебную деятельность против Российской Федерации». Сообщается, что Греку был пойман с поличным в момент получения секретной военной информации от гражданина России.
Эксперты напоминают, что румынские спецслужбы целиком и полностью поддерживают курс националистически настроенных политических сил страны. Объектом повышенного интереса для Бухареста считаются территории сопредельных стран, которые рано или поздно должны мирным путем войти в состав Румынии. Речь идет о Молдавии, Приднестровье и Черновицкой и Одесской области Украины. О притязаниях на эти земли не раз заявляли представители партии «Великая Румыния». Конечно, российский флот на Черном море и миротворцы в Приднестровье румынам как кость в горле.

В ФСБ отмечают, что с 2008 года сотрудники румынской Службы внешней информации активизировали свою деятельность под прикрытием посольства в Москве. Шпионы пытались добывать интересующие сведения как у граждан Молдавии, так и у россиян.

«Интерес к одному из граждан России, имевшему доступ к секретным данным, был выявлен еще у предшественника Греку, — сообщил источник в спецслужбах. — Завербовать россиянина, по долгу службы имевшего интересующую Бухарест информацию об обстановке в Молдавии и Приднестровье, пытался бывший первый секретарь политического отдела посольства Румынии Дину Пистоля».

Связывались с россиянином по электронной почте с использованием различных кодовых слов, а информацию передавали через камеры хранения столичных супермаркетов. Больше всего румын интересовали данные о политической и социально-экономической ситуации в Молдавии и Приднестровье, а также перспективы развития их отношений с Россией и Украиной. Все передаваемые гражданином России сведения оплачивались в валюте, однако секретными они не являлись.

Прибывший же на замену Габриел Греку с ходу потребовал от агента информацию, составляющую государственную тайну, в том числе военные сведения. Россиянин понял, что речь идет о государственной измене, и обратился в органы контрразведки.

МИД России по дипломатическим каналам заявил румынской стороне протест в связи с деятельностью Габриела Греку, объявленного персоной нон грата и обязанного покинуть территорию нашей страны в течение 48 часов. В посольстве Румынии пока не комментируют инцидент с задержанием своего дипломата.

Разведчика задержали в одном из торговых центров на западе столицы. Попытку передачи секретных данных военного характера запечатлели камеры наблюдения. При себе у Габриела Греку было шпионское снаряжение.

Комментирует Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств

Регион, в который входят и Румыния, и Молдова, и Приднестровье, на протяжении сотен лет подвергается переформатированиям — государства возникали, меняли границы, исчезали. Это продолжается настолько долго, что многие люди, проживающие здесь, уже не помнят, в чем была причина тех или иных претензий одних стран к другим.

В Румынии сегодня популярны идеи так называемой «Великой Румынии», в состав которой должна входить и Молдова, и часть Украины. В российском же обществе бытует точка зрения, что такого народа, как молдаване, нет вообще, а есть единый румынский народ с одним языком. И Молдова, в принципе, вполне могла бы войти в состав Румынии. Но для того чтобы разобраться в этом вопросе, достаточно открыть учебник истории.

Само государство Румыния появилось на политических картах Европы только в XIX веке — раньше этой страны в отличие от Молдовы не существовало. Молдавское же государство существовало давно. Поэтому если кому-то и заявлять о своем величии, то не Румынии, а Молдове. Сегодня говорят о едином румынском народе, однако нужно понимать, что такого народа не существует в принципе. Есть валахи, центром которых на протяжении веков было именно Молдавское княжество. Румыны — это искусственное образование, австро-венгерский проект конца XIX века.

Сегодняшние призывы части румынского общества присоединить Молдову базируются на событиях начала–середины прошлого века. После Первой мировой войны Румыния незаконно аннексировала Бессарабию, нынешнюю Молдову, но — без Приднестровья. Нынешнее Приднестровье было создано на территории Украинской ССР в виде автономной области.

Сегодня румынские националисты стремятся вернуть в состав своей страны как земли, отошедшие к Украине, так и Бессарабию — нынешнюю Молдову, аннексию которой в 1918 году они считают законной.

В настоящее время Молдову возглавляет Михай Гимпу, считающий себя румыном, стремящийся присоединить к Румынии свою страну и проводящий максимально прорумынскую политику. Однако такое присоединение сегодня вряд ли возможно. Здесь сохраняется и большое российское влияние, и турецкое.

Сложное положение сегодня у Приднестровья. Можно уверенно сказать, что оно никогда не будет частью Молдавии, а значит, даже чисто гипотетически, и Румынии. С другой стороны, вряд ли возможно и его присоединение к Украине, в состав которой эти территории когда-то и входили. В Приднестровье ждали, что Россия признает республику два года назад, когда Москва признала Абхазию и Южную Осетию. Но этого не случилось. Это образование сегодня находится в некоем подвешенном состоянии.