Напомним, что отношения между КНДР и Южной Кореей обострились после того, как весной этого года в Желтом море был уничтожен южнокорейский корвет «Чхонан». Жертвами трагедии стали 48 человек. Сеул обвинил в гибели корабля Пхеньян, утверждая, что судно было подбито торпедой, запущенной с северокорейской подводной лодки.
КНДР, само собой, категорически опровергла свою причастность к происшествию. Рассмотрение инцидента было передано в Совет безопасности ООН. После чего Южная Корея стала достаточно агрессивно добиваться от других стран выражения солидарности с ее позицией и осуждения действий соседа. Россия и Китай усомнились в однозначности выводов о виновности северокорейцев, что и было отражено в резолюции Совбеза.
Москва крайне озабочена отношениями Северной и Южной Кореи, которые оказались на грани военно-политического кризиса. Об этом неоднократно говорил глава МИД РФ Сергей Лавров: «Корейский полуостров практически находится на грани очередного военно-политического кризиса... Мы убеждены в том, что нельзя допустить, чтобы дело перешло в плоскость неконтролируемой напряженности, чреватой полномасштабным конфликтом между Северной и Южной Кореей. Россия и Китай будут делать все, чтобы такого не произошло».
Теперь, когда подтвердились прогнозы большинства экспертов о провале переговоров между соседями, скорее всего, вновь потребуется активная совместная работа российских и китайских дипломатических ведомств, которые крайне заинтересованы в мирном урегулировании отношений между государствами, находящимися столь близко от их границ.
Комментирует Максим Братерский, профессор кафедры мировой политики Высшей школы экономики
Рассуждения о механизмах объединения двух Корей стали слышны около двух лет назад. В этой связи эксперты вспоминают опыт объединения Германии в конце 80-х годов прошлого века. Событие, от которого Германия оправилась только сейчас.
Перспективной целью как Северной, так и Южной Кореи является единое государство. Понятно, что каждый представляет себе подобный союз совершенно по-разному. Эта цель существует у сторон со 50-х годов. Сегодня новым фактором во взаимоотношениях двух государств является возможная смена власти на Севере. Может быть, тогда КНДР начнет вести дела как-то иначе.
Что касается России, то появление крупного игрока в регионе, каким и станет единая Корея, не в наших интересах. Ведь если объединение и состоится, пусть даже под началом южной, капиталистической части полуострова, ядерное оружие все равно останется в руках корейцев. Сложно представить, что южане от него откажутся. А это лишний повод для беспокойства.
Поэтому итог общения руководства двух стран — провал переговоров — возможно, нам даже на руку.