Союзное государство

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» — специально для «Особой буквы»

Последнее слово будет все-таки за Лукашенко

Последнее слово будет все-таки за Лукашенко
Россия может портить отношения с Белоруссией лишь до той степени, пока это не станет угрожать реализации ее проектов в военно-технической сфере — все-таки по ряду оборонных вопросов Москва зависит от Минска.
7 октября 2010
Президенты двух стран обменялись критическими выпадами в адрес друг друга, дав понять, что о дружбе и добрососедстве в ближайшие годы и речи быть не может. Складывается ощущение, что в этом противостоянии Дмитрий Медведев занимает заведомо выигрышную позицию, имея возможность играть на нервах своего коллеги угрозами введения экономических санкций в отношении Белоруссии. Вместе с тем не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд, — есть и у России свои слабые места. В частности, в военно-технических вопросах Москва зависит от Минска ничуть не меньше, чем Минск от Москвы.

 

Резкие высказывания Дмитрия Медведева, ставшие ответом на столь же резкие выступления Александра Лукашенко, дали старт новому этапу российско-белорусской информационной войны. Телеканал НТВ, к примеру, начал повторный показ скандальных фильмов о «Батьке». В свою очередь, на белорусском телевидении теперь выходит авторская программа «Как есть». Первым делом ее ведущий Алексей Михальченко дал обстоятельный ответ на высказанные Медведевым обвинения. В частности, он опроверг его утверждения, что Россия оказывала и продолжает оказывать масштабную экономическую помощь Белоруссии. По мнению Михальченко, все ровным счетом наоборот: это Россия торгует с Белоруссией энергоносителями, получая от этого материальную выгоду.

Эксперты отмечают, что по ряду направлений эта зависимость достигла критического уровня. Прежде всего речь идет о кооперации российского ВПК с белорусской оборонной промышленностью, производящей для нашей военной техники необходимые комплектующие. К примеру, минский завод колесных тягачей поставляет шасси для подвижных грунтовых ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М», Белоруссия производит автоматизированные средства управления и многое другое.

В этих условиях Москва не может позволить себе идти на окончательный разрыв отношений с Минском, даже имея на руках все экономические козыри. До тех пор пока Россия намерена следовать политике укрепления оборонной мощи страны, добиваясь признания ее в качестве военной сверхдержавы, и торговать на мировом рынке продукцией своего ВПК, она будет вынуждена поддерживать контакты с руководством Белоруссии.

В настоящее время в российском военном ведомстве крайне обеспокоены тем, с какой скоростью набирает обороты конфликт между лидерами двух стран. Именно поэтому чиновники Минобороны РФ стараются придерживаться в этой ситуации нейтралитета. Так, на днях в рамках заседания президиума правительства министр обороны Анатолий Сердюков, делая вид, что Москва и Минск по прежнему друзья и партнеры, представил российско-белорусский договор о развитии военно-технического сотрудничества, подписанный Медведевым и Лукашенко в декабре прошлого года. В итоге было решено представить документ главе государства, чтобы он вынес его на ратификацию в Госдуму.

Аналитики не сомневаются, что президент России, несмотря на все его гневные заявления в адрес белорусского коллеги, отнесется к этому договору непредвзято. Иного выхода у него нет: военных партнеров у нашей страны раз-два и обчелся.

Стоит отметить, что при всей напряженности российско-белорусских отношений контакты двух стран в оборонной сфере в последние годы были содержательными и конкретными. Москва и Минск подписали и ратифицировали соглашения о совместной охране внешней границы Союзного государства и о создании Единой региональной системы ПВО.

Кроме того, в прошлом году на территории Белоруссии прошли крупнейшие со времени распада СССР маневры «Запад-2009». А нынешним летом на российском полигоне Ашулук состоялись тактические учения Западного и Северо-Западного оперативно-тактических командований войск ВВС и ПВО Белоруссии.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Есть такая поговорка — дружба дружбой, а табачок врозь. Так вот наши отношения с Белоруссией, а точнее с Батькой, представляют уникальную обратную модификацию этой древней мудрости: табачок у нас общий — без дружбы. То, что мы без шума и споров, без ажиотажа и заголовков в новостях подписали важнейшие документы по совместной пограничной и противовоздушной обороне и активно осуществляли военно-технические программы, меня совершенно не удивляет. Потому что это и есть тот самый совместный табачок. Потому что в этой области ни у нас, ни у Лукашенко нет поля для маневра.

Нам нужны белорусские военные механизмы. Сами сделать мы их не можем, купить их больше негде — по крайней мере такова ситуация сейчас. Лукашенко, конечно, мог бы подложить нам свинью, сказать, мол, берите где хотите. И возможно, что нечто подобное он даже попробует сказать — вот только что он сам будет делать со своими замечательными агрегатами? А ведь это деньги. Хорошие деньги! А Лукашенко очень нужны деньги. Чавесу продаст? А куда их Чавес присобачит, если оружие он покупает в России?

С транзитом углеводородов в Европу проще. Лукашенко знает, что на этом он, конечно, потеряет, но Россия потеряет намного больше — и по деньгам, и в смысле репутации, а стало быть, здесь он может артачиться, заламывать руки и делать страшное лицо. Не бесконечно, но довольно долго. А в сфере вооружений такой возможности нет.

Кстати, буквально на днях пошли разговоры о том, что белорусы хотят закупить новейшие комплексы С-400, а мы вроде бы не против их продать, и если что-то этому помешает, то уж точно не видеоблог Медведева и не повторный показ по НТВ «Крестного Батьки» (есть, впрочем, версия, что покупать С-400 Лукашенко хочет не для себя, а для последующей перепродажи в «ось зла», но это отдельная тема).

Что же касается договоров по границе и ПВО, то тут вот какая штука. Увы и ах, но мы имеем дело с манией преследования. И наша и уж тем более лукашенковская идеология построены на том, что «мы находимся в кольце врагов». НАТО, Америка — они же буквально стоят на пороге, чтобы поработить нас, стоит только дать слабину. Перед лицом еще более страшной угрозы идеологически родственные режимы волей-неволей должны в чем-то быть едины.

Так что в ближайшее время мы будем собачиться по-черному на политический трибунах и телеэкранах, но «торговать смертью» не перестанем. Заминки и подколки будут, но никакие важные контракты и договоры не сорвутся, я думаю.