По словам директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Виктора Иванова, наркобизнес приносит немалую прибыль. «Сбыт героина только в России ежегодно приносит наркомафии около 16 млрд долларов», — говорит он. При этом Иванов подчеркивает, что существенная часть этих средств используется для поддержания и процветания террористической деятельности и развития различных экстремистских группировок.
Количество производимых наркотических веществ неумолимо растет: их объем в Дагестане вырос в несколько раз, в Северной Осетии — на 172 процента. Местом производства наркотиков считаются южные и западные районы Афганистана, где страна граничит с Ираном и Пакистаном. Именно поэтому почти половина всех наркотиков переправляется через иранские границы.
Генеральный консул Ирана, который присутствовал на совещании в Астрахани, сообщил, что страна ежегодно тратит 600 млн долларов на перекрытие наркопутей из Афганистана и борьбу с наркотиками. «Иран — жертва наркотрафика и старается при помощи усиления мер безопасности бороться с этим явлением», — говорит он.
В целях усиления мер по решению данной проблемы глава ФСКН России Виктор Иванов предложил создать каспийскую антинаркотическую «пятерку», отметив, что попытки НАТО решить те же проблемы в Афганистане потерпели «полный провал». В «пятерку» должны войти представители России, Азербайджана, Ирана, Туркмении и Казахстана.
Комментирует Дарья Халтурина, эксперт Всемирной организации здравоохранения
Действительно, главным в мире производителем героина является Афганистан. И на территории соседних стран, естественно, располагаются перевалочные базы наркотрафика в Европу и по миру. Здесь, в соседних Иране и Пакистане, соответственно, и перехватывается большое количество наркотика.
Эти страны вносят сегодня наибольший вклад в борьбу с героиновой угрозой. Поэтому нужно поблагодарить иранских и пакистанских пограничников за их работу. Тем более что в этой борьбе пограничники и сотрудники правоохранительных органов граничащих с Афганистаном государств несут серьезные человеческие потери.
Я была в Афганистане и могу сказать, что если войска НАТО действительно хотели бы реально бороться с производством наркотиков, то приступили бы к уничтожению именно посевов мака. Уничтожить их можно за считаные часы. Местным же крестьянам взамен выделить необходимое для посевов количество семян злаковых культур за счет развитых стран. Но этого не делается.
Количество сотрудников российских профильных ведомств, занятых борьбой с наркотиками, нужно, конечно, увеличить. Однако сколько бы их ни было, одними только перехватами зелья и силовыми методами проблему наркозависимости россиян не решить. Тут нужен комплексный подход.