Назначение Володина выглядит по меньшей мере странно. Возможно, его плюсы — как, например, широкие познания в области законотворчества и управления регионами, — перевесили многочисленные минусы. И прежде всего, скандалы, фигурантом которых ему неоднократно доводилось быть.
Биография Вячеслава Володина с виду безупречна, чего нельзя сказать о его репутации. За последние годы он был замешан в нескольких громких историях. Так, в феврале нынешнего года саратовские политтехнологи созвали пресс-конференцию, чтобы публично извиниться перед местными политиками, бизнесменами и должностными лицами, которые пали жертвами их же собственных «черных технологий», заказанных «Единой Россией». Главным образом обвинение было адресовано Володину и его ближайшему окружению.
Пиарщики рассказали, что работу по дискредитации местных политиков они вели по заказу саратовского регионального отделения партии власти и персонально депутата Госдумы от Саратовской области Николая Панкова, который считается «правой рукой» Вячеслава Володина. По их словам, основной задачей было уничтожение доброго имени и репутации тех людей, «кто объявлялся личными врагами вождя саратовских единороссов Вячеслава Володина». Они признались, что боролись и с соратниками новоиспеченного главы аппарата правительства — так сказать, «в профилактических целях». Причем деньги на эту кампанию выделялись из «черных касс».
Три года назад Володин оказался замешан в медиаскандале. В октябре 2007 года мировой суд Октябрьского района Саратова вынес решение в пользу депутата по иску к главному редактору газеты «Саратовский расклад» Владимиру Спирягину, которого единоросс обвинял в клевете. В статье под названием «Гарпун партии» от 9 августа 2007 года рассказывалось, что 4 августа в 3-ю клиническую больницу города в отделение экстренной хирургии попала директор ООО «Надежда» Анна Молодкина, которая была ранена стрелой, пущенной из ружья для подводной охоты. «Стрелком, по версии одного из осведомленных источников, оказался ни кто иной, как Вячеслав Володин», — говорилось в статье.
Пресс-служба Володина официально заявила, что этот материал — провокация, направленная против уважаемого всеми депутата и «Единой России» в целом. Вскоре в редакции издания был проведен обыск. Судебное преследование газеты «Саратовский расклад» стало поводом для заявлений местных журналистов о давлении на средства массовой информации в регионе. Более того, главные редакторы и журналисты одиннадцати саратовских СМИ обратились по этому поводу с открытым письмом к тогдашнему президенту Владимиру Путину.
Годом ранее депутаты от КПРФ и «Родины» обвиняли Володина, которого в кулуарах Госдумы иногда называют «кадровик из Саратова», в получении незаконных доходов и требовали проверить источники его благосостояния.
Дело в том, что журнал «Финанс» опубликовал список российских миллиардеров, оценив состояние Володина в 2,7 млрд рублей — при зарплате вице-спикера примерно в 70 тыс. рублей в месяц. По сведениям журнала, он владел блокирующим пакетом акций в компаниях холдинга «Солнечные продукты». Депутатов насторожило то, что с 1992 года Володин «состоит на должностях исключительно по линии муниципальной и государственной службы». А, как известно, чиновникам и законотворцам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также быть «членами органа управления коммерческой организации».
Парламентариев интересовала «возможная причастность Володина к финансовым махинациям» при строительстве саратовских дорог и нового корпуса Саратовского госуниверситета. Бывший министр дорожного хозяйства Саратовской области Геворг Джлавян направил лидеру КПРФ Геннадию Зюганову письмо, в котором рассказал об «откатах» в пользу федеральных депутатов. По утверждению Джлавяна, Володин с коллегой по партии получали по 5 процентов бюджетных средств, выделенных на сооружение и ремонт саратовских трасс.
Судя по назначению, Вячеславу Володину удалось доказать свою непричастность ко всем этим скандалам. Предполагается, что на посту руководителя аппарата правительства он будет курировать административную реформу и законотворческую деятельность правительства.
Комментирует Валерий Рашкин, депутат Госдумы, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ
Мы в свое время инициировали проверку в отношении Вячеслава Володина. Однако законодательство сегодня таково, что позволяет обходить вопросы по поводу порядочности наличия таких доходов. Согласно данным самого Володина, столь огромные деньги были им заработаны в ходе игры на бирже, активной торговле акциями.
И все же вопросы к Володину относительно его благосостояния остались, точка здесь не поставлена. Согласно декларации, в прошлом году его доход составил около 360 млн рублей. Кроме того, в тени сегодня остаются и доходы супруги нового главы аппарата правительства страны.
С переходом на работу в структуру исполнительной власти Володин теряет статус неприкосновенности, которым он обладал, будучи депутатом Госдумы. Поэтому у всех — прокуратуры, Федеральной налоговой службы и так далее — открывается возможность спокойно проверять его источники доходов, не спрашивая у Думы разрешения. А такое разрешение необходимо даже просто для проведения следственных мероприятий в отношении депутата.
Проверки вообще нужно устраивать в отношении всех народных избранников и чиновников, чей доход не соответствует зарплате, а таких у нас подавляющее большинство.