Российско-турецкие отношения

Сергей Забелин,

Центр исследования проблем Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН

И не друг, и не враг… А как?

И не друг, и не враг… А как?
Российские СМИ поспешили сообщить, что Турция собирается исключить РФ из списка стран, представляющих потенциальную угрозу для Анкары. Однако на деле этого пока не произошло.
12 ноября 2010
Совет национальной безопасности Турции действительно внес изменения в Стратегию национальной безопасности, которые будут действовать в течение ближайших пяти лет. Из группы государств, несущих внешнюю угрозу Анкаре, исключены сразу две республики бывшего СССР — Армения и Грузия. Выведены также Иран, Сирия, Болгария. И наоборот, в так называемый красный список включен Израиль. Ожидается, что из ряда потенциальных врагов Турции вскоре будет исключена и Россия, особенно с учетом позитивной динамики развития отношений двух стран последнего периода.

 

«Красная книга» традиционно готовится Генштабом Турции и окончательный вид принимает после одобрения Советом национальной безопасности. В последний раз она была утверждена в октябре 2005 года, когда Анкара начала переговоры с Брюсселем о вступлении в Евросоюз в качестве полноправного члена. В зависимости от конъюнктуры в «Красную книгу» вносятся изменения. Уже длительное время в ней в качестве внутренних угроз рассматриваются исламский радикализм, сепаратизм и деятельность левацких группировок. Главной внешней угрозой для Турции является международный терроризм. Иранская ядерная программа в стратегии от 2005 года занимает одно из первых мест.

Более полная информация об изменениях в «Красной книге» поступит в распоряжение СМИ, видимо, в начале декабря, когда в Казахстане состоится саммит ОБСЕ. Неизвестно, насколько обоснованы ожидания некоторых политиков относительно перспектив «существенных сдвигов» в вопросах политики региона, однако об отдельных положениях наверняка будет много споров.

Еще в феврале 2010 года премьер Тайип Эрдоган объявил о намерении правительства пересмотреть «Красную книгу» — документ о политике в области национальной безопасности — и исключить из нее ряд положений о внутренних и внешних угрозах Турции.

Сейчас турецкий МИД предлагает исключить из «основных внешних угроз» Россию, Армению, Грузию, Грецию, Иран и Ирак. Указанные страны, с которыми Анкара тесно сотрудничает в последние годы, дипломатическое ведомство теперь рассматривает в качестве новых партнеров.

В прежних вариантах отношение к России поэтапно менялось. Так, из «Красной книги» в свое время была исключена запись о якобы исходившей от преемницы бывшего СССР «угрозе коммунизма». В то же время РФ все еще рассматривается в качестве «угрозы» для Турции из-за реализуемой ею энергетической стратегии и расхождений в интересах на Кавказе.

А вот пребывание Грузии в группе недругов Турции выглядело как нонсенс. Тем более что Тбилиси давно внес Анкару в список своих стратегических партнеров. Поэтому исключение Грузии из числа государств, несущих опасность Турции, иначе как закономерностью не назвать.

С Арменией ситуация сложнее. Мало того что между Ереваном и Анкарой прерваны дипломатические отношения, так вдобавок к этому Турция в военной доктрине Армении именуется «потенциальной угрозой», что в ходе проведения международной экспертизы этого документа в 2008 году вызвало нарекания специалистов НАТО.

Однако директор Института востоковедения Академии наук Армении Рубен Сафрастян действия Анкары назвал логичными. «Армения исходя из своей внешнеполитической доктрины не представляет угрозы ни для кого — мы не собираемся на кого-то нападать или угрожать. Это в Турции прекрасно понимают, и еще в 90-е годы представители турецкого генералитета подчеркивали, что единственная страна, как-то угрожающая интересам Анкары в регионе, — это Россия. Так что в этом смысле исключение Армении из «красного списка» можно рассматривать как пиар-ход», — сказал Сафрастян.

Но часть экспертов полагают, что, если бы в отношениях Турции и Армении было бы все так просто, Еревану не понадобилось бы продлевать договор с Россией о пребывании ее военной базы в Армении еще на 49 лет.

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что исключение Армении из списка врагов — при том что Россия в нем осталась — похоже на попытку Турции «развести стратегических партнеров, усилить свои позиции на Южном Кавказе вплоть до того, чтобы быть там полноценной хозяйкой». По его словам, надо учесть и тот факт, что Россия и Турция и на Южном Кавказе, и во «всем большом регионе» выступают пока как соперники. Леонид Ивашов говорит также, что возможное решение СНБ Турции оставить Москву во врагах могло быть вызвано подписанием 6 сентября соглашения между Россией и Израилем о военном сотрудничестве. «Это еще не союз, но уже сотрудничаем против кого-то», — уверен генерал-полковник.

В целом корректировка Анкарой «красного списка» является последовательным продолжением политики Турции в регионе. Государство поставило цель — стать на Южном Кавказе региональным лидером и быть в первом ряду сильнейших мировых игроков. Отсюда вытекает провозглашенный турецкими властями лозунг «С соседями — ноль проблем» и обширные амбиции государства со стомиллионным населением, с бурно развивающейся экономикой и одной из мощнейших армий в мире.

Примечательно, что еще 3 ноября многие ведущие российские СМИ со ссылкой на ИТАР—ТАСС опубликовали информацию, что Турция уже исключила РФ из списка врагов. Вместе с тем это больше похоже на попытку выдать желаемое за действительное. На самом деле ИТАР—ТАСС, делая подобное заявление, не имело в распоряжении достоверных фактов, ссылаясь на данные авторитетного американского военного еженедельника Defense News. Откуда получил эту информацию последний, неизвестно.

Комментирует Сергей Забелин, научный сотрудник Центра исследования проблем Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН

Турция является на протяжении последних 15—20 лет ведущей региональной державой. Поэтому нельзя говорить, что она тяготеет к странам Запада, являясь членом НАТО, или Востока, будучи мусульманской страной. Турция сегодня отстаивает свои и только свои интересы.

Это ярко демонстрирует ситуация вокруг Израиля и так называемой «Флотилии мира», которую израильские военные остановили на подходе к Ливану, предполагая, что на борту может оказаться оружие для местных экстремистов. Тогда пострадали турецкие граждане, и Анкара пошла на прямую конфронтацию с Тель-Авивом, являющимся сателлитом Вашингтона — лидера Североатлантического альянса, куда входят и турки.

Интересы Анкары с интересами России сегодня сильно не пересекаются. Наоборот, часто совпадают. К примеру, на Кавказе, где обе страны активно действуют. И Москва, и Анкара заинтересованы в стабильности в регионе, в отличие от других активных игроков, пытающихся сложившееся равновесие нарушить.

Поэтому, на мой взгляд, исключение России из списка врагов Турции обязательно произойдет, и будет выглядеть вполне логичным.