Концепция энергетической безопасности

Алексей Кондауров,

генерал-майор КГБ в отставке

Спецслужбы сядут на трубу

Спецслужбы сядут на трубу
МВД и ФСБ получат право контролировать деятельность нефтяных компаний.
16 ноября 2010
Ожидается, что вопрос о наделении МВД и ФСБ надзорными функциями будет поставлен на очередном заседании Совета безопасности, которое состоится в конце ноября. Члены СБ обсудят с Дмитрием Медведевым концепцию обеспечения энергетической безопасности России и комплекс мер — в том числе и законодательных — по ее обеспечению.

 

В начале 2010 года на одном из совещаний нефтяники пожаловались президенту, что на нефтяном рынке действуют нелегальные мини-НПЗ, которые производят некачественное топливо на экспорт, а также незаконно врезаются в трубы нефтяных компаний и «Транснефти», в связи с чем и государство, и частный бизнес несут ощутимые потери. К примеру, по данным «Газпром нефти», из 196 построенных за последние пять лет нефтеперерабатывающих заводов только 80 сданы официально. Дмитрий Медведев потребовал навести порядок в этой сфере, поручив правительству разработать систему точного учета, какой объем нефти и кем экспортируется из РФ всеми видами транспорта. Минэнерго предложило концепцию «Нефтеконтроль», согласно которой экспорт нефти и нефтепродуктов смогут осуществлять только организации, зарегистрированные в реестре производителей нефти, через пункты отгрузки и транспортными компаниями, зарегистрированными в реестре. Предполагалось, что контрольные функции будут сосредоточены только у Минэнерго. Однако вскоре вице-премьер Игорь Сечин заявил, что помимо министерства одним из надзорных элементов системы «Нефтеконтроль» будет «Транснефть».

Специальная рабочая группа, занимающаяся организацией предстоящего заседания, уже подготовила ряд документов, раскрывающих суть концепции энергетической безопасности. Прежде всего предлагается «введение в действие государственной системы учета добытой нефти и контроля за ее обращением с обеспечением возможности доступа правоохранительных органов к этой информационной базе». Кроме того, Министерство внутренних дел совместно с Министерством энергетики займутся предупреждением и пресечением преступной деятельности компаний топливно-энергетического комплекса, обеспечением использования средств отрасли по прямому назначению, а также выявлением и ликвидацией каналов контрабандного вывоза углеводородов и продуктов их переработки за пределы России.

Идея создания механизма контроля за деятельностью предприятий ТЭК появилась уже сравнительно давно. С начала нынешнего года в правительстве обсуждается проект системы «Нефтеконтроль», призванной прекратить существование теневого рынка нефти и нефтепродуктов. Однако о том, что в решении данной проблемы будут задействованы спецслужбы, до недавнего времени речи не шло. Изначально предполагалось, что за движением топлива будет следить только Минэнерго, но, похоже, правоохранителям удалось добиться и своего участия.

По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, попытка создания надзорного механизма в нефтяной отрасли — это результат лоббизма ФСБ и МВД. Получив доступ к информации о перемещении углеводородов по территории страны и за ее пределами, правоохранители получат возможность оперативно влиять на маркетинговую политику компаний. «Бизнес генералов в связи с реформой МВД сворачивается, и им нужно открывать новые горизонты», — полагает Мухин.

В целом эксперт положительно оценивает обновленную концепцию «Нефтеконтроля». Вместе с тем он сомневается, что спецслужбы будут действовать исключительно по закону. Теперь, когда точно будет ясно, с кем «договориться», так называемые потери нефти только возрастут, убежден Мухин.

Политолог также высказывает версию, что стремление спецслужб сосредоточить в своих руках рычаги контроля над экспортной деятельностью нефтяных компаний некоторым образом может быть связано с «делом ЮКОСа». Напомним, 15 декабря будет вынесен приговор по второму уголовному делу против экс-руководителей компании Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, обвиняемых в хищении 218 млн тонн нефти.

Комментирует Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ в отставке, экс-менеджер компании «ЮКОС»

Мне, честно говоря, даже трудно предположить, каким образом можно украсть нефть и продать ее налево. Есть труба, принадлежащая государству. В нее поступает нефть, по трубе ее гонят. Вагоны с нефтью просматривает таможня. Все, что через нее проходит, отслеживается. Точно так же таможня отслеживает и вывоз нефти танкерами.

Если власти действительно хотят установить контроль за некими «левыми» поставками за рубеж, пусть сначала обратят внимание на компанию Gunvor, являющуюся третьим по величине нефтетрейдером в мире. Официально 49 процентами акций компании владеет предприниматель Геннадий Тимченко, являющийся гражданином Финляндии. Тимченко, по некоторым данным, служил вместе с Владимиром Путиным и является его другом. Имя еще одного миноритарного акционера компании Gunvor не разглашается. Ряд политологов утверждают, что этот крупный нефтетрейдер контролируется премьер-министром России на 75 процентов.

Вот пусть власть и расскажет, как на самом деле обстоят дела с данной компанией. Какие прибыли она получает, между кем они распределяются.

Контролировать экспорт российской нефти должны не ФСБ и МВД с прокуратурой на острие удара. Они в этом бизнесе ничего не понимают. Есть таможенные органы, Счетная палата, Минтопэнерго. Им и следует заняться контролем, если власти считают, что такой контроль нужен. Зачем здесь силовики, непонятно.

Хотя «сидеть на трубе» и «стричь ренту» хочется всем. Я не склонен драматизировать ситуацию, но у нас в стране все уже настолько прогнило, что можно рассматривать любые варианты усиления коррупционной составляющей. Почему бы ФСБ и МВД на эту трубу не сесть в качестве контролеров или подготовить некий рейдерский захват, чтобы немного переделить собственность?

Самой же очевидной причиной такого решение мне видится желание наполнить бюджет. Больших, безумных проектов сегодня много: саммит на острове Русский и развернувшееся там грандиозное строительство, Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, который хотят провести в России в 2018 году, множество социальных обязательств. Но денег не хватает. В ситуации, когда экономика страны не работает, дефицит бюджета увеличивается, а золотовалютный запас власти тратить пока не хотят, было принято решение припугнуть крупный бизнес.

И раньше руководство страны делало предложения, от которых предприниматели не могли отказаться: помогите Родине, мол. Теперь бизнесмены не столь сговорчивы, и в их отношении необходимы более жесткие меры.