«Это сотрудничество станет доказательством того, что данная система не направлена против России», — заявил генсек. По словам Расмуссена, встреча лидеров Североатлантического альянса с Дмитрием Медведевым даст «новый старт в отношениях России и НАТО, или даже больше — России и Запада».
В то же время «грузинский вопрос» остается точкой напряжения в российско-натовском сотрудничестве. Накануне Парламентская ассамблея НАТО рассматривала резолюцию «О ситуации в Грузии». В документе в том числе содержались призывы к РФ вывести свои вооруженные силы с «территории Грузии» и допустить международных наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию.
В то же время пресс-секретарь президента Грузии Манана Манджгаладзе заявила, что Михаил Саакашвили на саммите в Лиссабоне ожидает получить подтверждение готовности Альянса принять республику в свои ряды.
Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
Надо быть проще! А у России и НАТО слишком сложные отношения, я бы даже сказал, навороченные. Вот, скажем, ПРО. Буш ее придумывал, чтобы поднагадить русским и дать всяким там полякам иллюзию щита, что было полной фигней. Россия, в свою очередь, зачем-то страшно по поводу ПРО нервничала, хотя ни малейшей угрозы — ни малейшей — она нам не несла даже потенциально. Да и вообще, мы или НАТО собираемся, что ли, вести ядерную войну? Это такие игры в символы. Полякам и чехам — символическую защиту, русским — символическую пакость, а НАТО — символический протест.
С кем и кто помимо русских и натовцев собирается воевать — тоже не ясно, поэтому неясно и то, для чего нужна «общая» ПРО, или отдельные ПРО, но координирующие усилия. Ни против Ирана, ни против Пхеньяна это, в общем, не требуется. А если и есть какая-то ядерная угроза, то исходит она от потенциальных террористов, с деятельностью которых нас так подробно и регулярно знакомит Голливуд.
На грузинском направлении наших споров с НАТО все, на первый взгляд, сложнее. Потому что проблема не выдуманная. Но решения у нее нет. Сколько бы резолюций ни приняли наши «партнеры», мы с территории Грузии никуда не уйдем, хотя бы потому, что вообще не считаем эти территории грузинскими. Это независимые государства, если кто забыл. Они признаны Науру! Но НАТО же не может признать этого. И молчать нельзя. Получается резолюция. То есть расход бумаги. А вскоре нас ждет и богатый расход словесной руды, когда в Лиссабоне пройдет саммит.
Самое смешное — слышать, что на саммит «возлагаются большие надежды». Это типичная формулировка бюрократов, просиживающих брюки на таких встречах, потому что должно же быть какое-то оправдание такому коллективному безделью на высшем уровне планетарного масштаба. Саммиты НАТО, АТЭС, Ассамблеи ООН — это ритуалы, которые в точности неизвестно зачем существуют, но без которых как-то… ну, как же без них-то?!
Даже если Грузию вдруг буквально пригласят вступить в НАТО на глазах у Медведева, ничего не произойдет и мир никак не изменится, потому что НАТО не пойдет войной на русских из-за Абхазии и Осетии. В общем, все реальные жизненные вопросы решаются странами не на саммитах, а самостоятельно, «по факту». В крайнем случае в двустороннем формате. Так что будем жить проще, не ломая голову по ерунде.