Курс на сближение с Россией, которому с переменным успехом пытается следовать Виктор Янукович, заставил Киев отложить на неопределенный срок планы вступления в НАТО. Однако отказываться от намерений в перспективе ближайших лет стать членом ЕС страна, похоже, не намерена.
Другое дело, что в Брюсселе несколько остыли к этой идее. Несмотря на то что президент Евросоюза Херман ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу уверили украинского лидера, что с уходом «оранжевых» их отношения к стране как одному из главных восточноевропейских партнеров не изменилось, стало ясно: в ЕС Украину пока не ждут.
В Киеве, судя по всему, к такому повороту событий были готовы, в преддверии саммита не ставя глобальных задач. Украинские власти лишь надеялись продвинуться в решении двух важных вопросов, которые должны были приблизить страну к Большой Европе. Но этот план по большому счету провалился.
Главной неудачей украинской делегации стало то, что Януковичу так и не удалось добиться от Брюсселя вразумительного ответа, когда же наконец будут отменены краткосрочные визы в ЕС для граждан Украины. Вместо того чтобы подписать своего рода «дорожную карту», обозначающую конкретные сроки согласования данного вопроса, был принят лишь весьма аморфный план действий.
А ведь в Киеве надеялись, что к началу чемпионата Европы по футболу, который пройдет в 2012 году, этот вопрос будет решен раз и навсегда. По-видимому, в Евросоюзе справедливо рассудили, что односторонней отмены виз для европейцев, на которую украинское руководство пошло еще в 2005 году, для успешного проведения первенства более чем достаточно.
Упомянутый план действий предполагает два этапа. Первый предусматривает внесение изменений в законодательство Украины: введение биометрических паспортов, усиление борьбы с нелегальными мигрантами, углубление сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, наркотрафиком, торговлей людьми и прочее. Второй — реализацию этих изменений на практике под контролем ЕС. «Прогресс в либерализации визового режима зависит от украинцев»,— четко расставил все точки над «i» Жозе Мануэл Баррозу.
Еще одной провальной темой для Виктора Януковича стало обсуждение перспектив заключения соглашения об украинско-европейской ассоциации. Напомним, ассоциация подразумевает создание зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Три года Киев и Брюссель бьются над этим документом, и, как показал вчерашний саммит, найти взаимопонимание им пока не удается.
Единственное, что мог бы записать себе в актив нынешний украинский президент, — молчание ЕС по поводу недавно прошедших в стране выборов в местные органы власти. Накануне саммита «оранжевая» оппозиция в лице Юлии Тимошенко призывала Брюссель выступить с решительной критикой антидемократичной политики «Партии регионов» и ее лидера. «Голос Европы должен звучать четко и громко»,— заявила Тимошенко, выразив надежду, что руководство Евросоюза «защитит украинскую демократию».
Собственно, и в самой Европе встречались подобные настроения. Ряд членов Европарламента даже требовали строить диалог с Януковичем на основе тезиса «нет демократии — не будет интеграции». Вместе с тем данная тема на саммите так и не была затронута.
Хотя, по мнению осведомленных экспертов, это лишь вопрос времени. Уже в четверг Европарламент может принять резолюцию о несоответствии недавних выборов на Украине стандартам ЕС.
Комментирует Александр Караваев, эксперт Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
Охлаждение отношений между Киевом и Брюсселем началось не с приходом Виктора Януковича к власти, а раньше, когда президентом Украины был еще Виктор Ющенко.
Эйфория Евросоюза в отношении украинцев, имевшая место сразу после «оранжевой революции», постепенно угасла. Германия и Франция — двигатели союза — в отличие от брюссельской бюрократии отнеслись к случившемуся рассудительно. В итоге европейцы пришли к единому мнению, что в отношении Украины возможны две стратегии: либо отменять визы и заключать двухсторонние договоры без серьезных изменений во внутренней жизни восточного соседа России — без борьбы с коррупцией и так далее. Это краткий путь. Либо все же добиваться от Украины широкомасштабных изменений, но тогда это займет гораздо больше времени.
Европейцы выбрали второй вариант и стали критически смотреть на Виктора Ющенко. И Виктор Янукович, пришедший ему на смену, воспринимается в Брюсселе не как сторонник России, а как украинский президент, от которого ждут этих самых изменений.
Прошедший саммит как раз и дал понять нынешнему президенту Украины, что легкого и быстрого пути не будет.
Вопрос отмены виз с Евросоюзом — сложный и важный не только для Украины, но и для России. Совсем недавно почти в таком же формате с официальными лицами ЕС встречались российские руководители. И вопрос на повестке дня стоял тот же. И как же теперь поступить? Как Евросоюзу отменить визы только лишь с Россией или только с Украиной, когда между двумя этими странами уже действует безвизовый режим? Нужно вести переговоры в трехстороннем формате. Или отменять существующий двухсторонний безвизовый режим, и каждой из стран договариваться с ЕС один на один.
В любом случае интеграция с Единой Европой — длительный процесс, и завтра нас не ждут неожиданные и серьезные изменения.