Представители московских фан-движений уже выступили во многих средствах массовой информации, заявив о своей непричастности к событиям на Манежной площади. Никто из них не отрицает, что акцию 7 декабря у Головинской прокуратуры проводили именно друзья убитого Егора Свиридова, они же в 10.30 утра 11 декабря молча и без всяких эксцессов пришли на Кронштадтский бульвар почтить память погибшего. Днем ранее на отпевание и похороны Егора собрались лидеры и представители всех фанатских движений страны. Как говорит Евгений Селеменев, председатель совета «Фратрии», объединения болельщиков московского «Спартака», «более трех тысяч человек от станции метро «Люблино» до кладбища соблюдали абсолютную тишину и полный порядок. Ни единого инцидента, несмотря на близость местного «Черкизона». Подчеркиваю: ни единого инцидента! Фанаты ведут себя с образцовым спокойствием, солидно, что еще раз подчеркивает всю трагичность ситуации».
А дальше была Манежная площадь, многочисленные фотографии и видеозаписи с которой позволяют внимательному человеку увидеть разницу между теми, кто перекрывал Ленинградское шоссе, и теми, кто неумело забрасывал ОМОН елочными игрушками.
Около Кремля была неуправляемая толпа, но настоящие представители так называемых фирм — «толпа» как раз хорошо управляемая, где каждый прекрасно знает свое место, где годами отрабатывается тактика «уличной войны», на которую никто не придет в шарфе с символикой любимого клуба и в скользких ботинках.
К сожалению, все эти детали очевидны лишь для самих участников фанатских движений и тех немногих, кто этой субкультурой интересуется. Но процесс обвинения фанатов в беспорядках и последующих избиениях представителей Средней Азии в метро уже запущен, и вопрос «А кому это выгодно?» почти не звучит.
Меж тем на видео с Манежной площади блогеры уже обнаружили некоторые знакомые лица: как, например, широко известного в узких кругах Валерия Заборовского, активиста движения «Россия молодая», или человека очень на него похожего. Возможно, при внимательном анализе съемок найдется еще несколько подобных фигур.
Некоторые эксперты выдвигают свои версии причин «бунта на Манежке». Самая распространенная — события второй половины дня 11 декабря послужат поводом для ужесточения закона о митингах, об экстремизме или других нормативных актов, которые позволят к Олимпиаде в Сочи избавиться от всех неформальных и антиправительственных объединений, имеющих отношение и к спорту, и, вероятно, к «несогласным».
Есть и еще одна любопытная версия. Когда Россия подавала заявку на право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, точные размеры затрат на предстоящие соревнования просчитаны не были. Выиграв, обнаружили, что первенство, по самым скромным подсчетам, обойдется от 200 до 300 млрд рублей. Причем эта сумма не включает затраты на инфраструктуру. Никто пока точно не говорит, откуда возьмутся столь грандиозные деньги, да и есть ли они у государства вообще. Власти заявляют, что расходы на строительство с радостью возьмут на себя представители крупного бизнеса и олигархи. Однако так ли это на самом деле, никто достоверно не знает.
Уже ясно, что произошедшее на Манежной площади неизбежно поставит вопрос о том, а может ли Россия провести столь крупное соревнование, если наши футбольные болельщики «агрессивны и неуправляемы». Можно предположить, что эта тема скоро будет активно обсуждаться в ФИФА и других организациях. Где гарантия, что руководство мирового футбола не аннулирует свое решение отдать нашей стране чемпионат.
Вполне вероятно, именно этого и добиваются те пока неизвестные силы, которые, скорее всего, спровоцировали волнения в субботу. Как-никак, денег на провокаторов требуется гораздо меньше, нежели на само соревнование.
Комментирует Станислав Белковский, политолог
Отдельные молодые люди, которых условно называют провокаторами, среди устроивших беспорядки на Манежной площади действительно могли быть. Но лишь из-за того, что сегодня на уровне отдельных членов различного рода организаций существует масса пересечений между футбольными болельщиками, радикальными оппозиционерами и прокремлевскими молодежными движениями. Одни и те же молодые люди дрейфуют между ними достаточно часто или состоят в нескольких сразу. Так что вполне реальна ситуация, когда член «России молодой» мог быть и футбольным фанатом.
Но организованной провокации со стороны властей не было. Имело место стихийное выступление как ответ на невозможность добиться справедливости по официальным каналам. Власти серьезно испугались, и это было заметно по официальной реакции, лицам и «дрожащим рукам» Нургалиева и Колокольцева.
Маловероятно, что беспорядки были организованы ради «закручивания гаек» и ужесточения законодательства о проведении массовых мероприятий и митингов. Содержание законов не имеет у нас особого значения. Россия никогда не была страной жесткого подчинения закону. А в 2000-е годы на законы стало наплевать всем: и властям, и населению. Поэтому нет смысла ужесточать законы, если и так ясно, что большая часть россиян просто не будут им следовать в кризисной ситуации.
Версия о работе против чемпионата мира по футболу в России несостоятельна. Зачем было раздавать «чемоданы денег» для победы в голосовании, чтобы вскоре добиться отказа от его проведения?