Окончательный отказ от министра юстиции был мотивирован тем, что решение принято в полном соответствии с нормами закона «Об общественных объединениях». Якобы «положения устава движения противоречат законодательству РФ и документы оформлены в ненадлежащем порядке». Александр Коновалов видит два варианта дальнейших действий: учредители организации могут подать документы на регистрацию повторно, устранив недостатки, либо обжаловать решение об отказе в суде.
Именно вторым путем и намерены пойти сопредседатели незарегистрированного движения: вышеупомянутый Геннадий Гудков, президент ОАО «Авиасалон» Магомед Толбоев и доктор экономических наук Никита Кричевский. Гудков уверен, что истинной причиной отказа была команда Министерству юстиции, данная его высокопоставленными оппонентами.
— Видимо, так торопились, что даже не посмотрели в текст закона и сформулировали отказ со смысловыми нестыковками,— комментирует произошедшее депутат, который не видит смысла в повторной подаче документов. — Я благодарен за то, что мне дали понять, что в России строить гражданское общество можно, только взяв биты и надев маски, и таким образом выражать свою позицию.
Участники «России, вперед!» убеждены, что отказ имеет политическую подоплеку, поскольку они собирались выступить «против монополии на власть, чиновничьего беспредела, массовой коррупции».
Следующей незарегистрированной партией, скорее всего, будет «Другая Россия». Ее лидер Эдуард Лимонов, а также члены исполкома Алексей Волынец и Александр Аверин 20 декабря подали в Минюст соответствующие документы. Однако они не сомневаются, что ответ Коновалова тоже будет отрицательным.
И аналитики не могут с этим не согласиться. Последние годы Министерство юстиции уже даже не прячется за юридической казуистикой при мотивировке своих отказов. Ведомство столь явно защищает идею властной верхушки о возможности существования в России лишь политических партий, в той или иной мере сотрудничающих с Кремлем, что остается только удивляться настойчивости несистемной оппозиции. Вероятно, лидеры незарегистрированных партий просто хотят иметь возможность обратиться по этому поводу в суд.
Поэтому вполне возможно, что количество судебных процессов по подобным случаям, особенно в преддверии выборов в Государственную думу, будет только увеличиваться.
Комментирует Вадим Прохоров, адвокат, специалист по выборам и политическим партиям
После недавних событий на Манежной площади в Москве высказывалось мнение, что власти откроют некоторые клапана, чтобы сбросить напряжение в обществе, разрешать несистемной оппозиции действовать более широко.
Однако имеет место обратный процесс: клапана закрываются. Возможно, что и сами события были инспирированы властями, как взрывы домов в 1999 году якобы чеченскими террористами, именно для закручивания гаек.
Поэтому ждать от властей разрешений на регистрацию различных не инициированных ими же политических партий и движений не приходится. Точно неизвестно, как и кем все-таки принимаются решения на самом верху.
Вот и это пропрезидентское движение «Россия, вперед!» также не зарегистрировано. Наверху подсчитали, что их устраивает ситуация, когда в России есть всего полторы партии: «ЕР», «СР» — с одной стороны и КПРФ как половина полноценной партии — с другой.
При той трактовке закона о политических объединениях и партиях, которая существует сегодня в Минюсте и с которой я сталкивался при попытке зарегистрировать партию Михаила Касьянова, отказать в регистрации можно кому угодно. Чиновники Минюста прямо в личных беседах говорят, что если в дате рождения хотя бы одного из 50 тыс. членов партии будет допущена ошибка, это уже будет основанием для отказа. Понятно, что хотя бы одна ошибка, но всегда будет. То есть заблокировать можно любую партию.