Суд отклонил жалобу Немцова на незаконный арест

Вадим Прохоров,

адвокат

Будет сидеть, я сказала

Будет сидеть, я сказала
Тверской суд оставил в силе решение об аресте оппозиционного политика Бориса Немцова на 15 суток.
13 января 2011
Судья Елена Сташина, известная тем, что вела дело погибшего в СИЗО адвоката Сергея Магнитского, пришла к выводу, что видеозапись, доказывающая, что бывший вице-премьер не оказывал сопротивления милиции, на самом деле подтверждает вину Немцова. Поэтому на свободу лидер «Солидарности» выйдет не раньше 14 января.

 

Немцова задержали за агрессивные действия в отношении милиционеров — так сотрудники правоохранительных органов истолковали намерение политика пройти сквозь милицейское оцепление, чтобы присоединиться к акции на Триумфальной площади, которую проводил Эдуард Лимонов. Мировой судья Тверского района признал бывшего вице-премьера виновным по статье 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законным требованиям сотрудников милиции») и назначил ему наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток.

Во время вчерашнего заседания вокруг Тверского суда на Цветном бульваре собралось множество милиционеров. Однако никаких волнений не было. Бориса Немцова пришли поддержать его товарищи — Илья Яшин (сам недавно отбывший пять суток ареста), Владимир Милов, Сергей Алексашенко и другие.

Судья Сташина начала с того, что приняла к рассмотрению несколько ходатайств защиты — в том числе о приобщении к делу видеосъемки свидетеля Петра Царькова, который был вызван в суд. Это ключевое свидетельство защиты, которое отказалась рассматривать мировой судья 369-го участка Ольга Боровкова, приговорившая Немцова к 15 суткам ареста. Само собой, оно не сработало.

Во время выступления в Тверском суде Борис Немцов объяснял, что милиционеры, которые его задерживали, оказались совершенно не теми, кто потом давал показания против него. Он назвал их «лжесвидетелями». «Впервые за 50 лет в нашей стране арестован бывший вице-премьер, — сказал он. — Я в этом смысле пионер. Хотя перед законом все равны, конечно».

Немцов объяснил, что мировой судья Боровкова, не приняв 3 января его кассационную жалобу, «грубо нарушила российские законы». Она сослалась на то, что до 10 января у нее, как и у всей страны, нерабочие дни.

В Тверском суде было показано то самое видео, на котором видно, как задерживали Бориса Немцова. Посмотрев пленку и выслушав доводы адвокатов, Ее Честь после четырех с лишним часа раздумий огласила предсказуемое для всех присутствующих решение: суд пришел к выводу, что «Немцов выкрикивал антиправительственные лозунги», сопротивлялся при задержании» и «оскорблял сотрудников милиции». Вина эта, по мнению служителя Фемиды, подтверждена протоколами сотрудников милиции, «не доверять которым нет оснований». Что касается многочисленных свидетелей защиты, среди которых были правозащитники Людмила Алексеева и Лев Пономарев, то судья пришла к выводу, что их достоверность не доказана.

Сташина объяснила, что не может принять видеозапись, предоставленную защитой, так как «указанный сюжет содержит большое количество граждан», «снимающий оператор находился на значительном расстоянии» и «разобрать реплики граждан и Немцова не представляется возможным».

Удивительно то, что чуть позже Сташина говорила о том, что запись подтверждает доводы обвинения, так как на ней видно, что «Немцов призывал к несанкционированному митингу». Такое избирательное зрение и слух в очередной раз доказывают и избирательность российского правосудия.

Таким образом, Немцову предстоит остаться в СИЗО на Симферопольском бульваре до вечера пятницы, 14 января.

Примечательно: новость о том, что суд признал законным арест Немцова, появилась на сайте РИА «Новости» еще в 18.51, то есть до того, как судья объявила перерыв и удалилась в совещательную комнату. В 19.14 сообщение было аннулировано и удалено с сайта агентства. «Это была техническая ошибка», — пояснили журналистам в объединенной редакции новостей агентства. Конечно, и ошибка вполне возможна, однако эта ситуация, скорее, говорит о том, насколько предсказуемыми в современной России являются судебные решения в отношении любой оппозиции.

Комментирует Вадим Прохоров, адвокат

Случившееся — новый этап во взаимоотношениях власти и оппозиции, который вполне логично вытекает из всего предыдущего опыта.

С Эдуардом Лимоновым вообще ситуация абсурдная. Вышел человек из дома и на пороге заматерился сам с собой. Если же правоохранители хотят сказать, что матерился он на задерживавших его сотрудников милиции, то возникает вопрос: зачем же они его задерживали? Полный абсурд, который даже не пытаются скрыть.

Схожая ситуация и с Немцовым. Суду были представлены видеозапись и фотография произошедшего. В ответ было заявлено, что на фотографии нет конкретного времени съемки. Видеозапись же вообще извращают ровно наоборот. Там, где человек очевидно не сопротивляется, говорят, что он сопротивляется. И вообще видеосъемка не является непрерывной на протяжении нескольких десятков минут.

Все решения суда основываются на показаниях сотрудников милиции, которым якобы нет смысла оговаривать Немцова. То есть любой из нас, повздорив с участковым из-за неправильно припаркованной машины, сталкивается с угрозой сесть на 15 суток. Абсурдная ситуация, которую власти создали целенаправленно. Думаю, что это инициатива самого Путина.

Турбулентность в обществе сегодня очень высокая. Властью недовольны все: левые, правые, либералы, националисты и даже сами путинисты. И в этих условиях высокой турбулентности власти закручивают гайки, чтобы это не привело к киргизскому варианту развития событий.