Во время вчерашнего заседания вокруг Тверского суда на Цветном бульваре собралось множество милиционеров. Однако никаких волнений не было. Бориса Немцова пришли поддержать его товарищи — Илья Яшин (сам недавно отбывший пять суток ареста), Владимир Милов, Сергей Алексашенко и другие.
Судья Сташина начала с того, что приняла к рассмотрению несколько ходатайств защиты — в том числе о приобщении к делу видеосъемки свидетеля Петра Царькова, который был вызван в суд. Это ключевое свидетельство защиты, которое отказалась рассматривать мировой судья 369-го участка Ольга Боровкова, приговорившая Немцова к 15 суткам ареста. Само собой, оно не сработало.
Во время выступления в Тверском суде Борис Немцов объяснял, что милиционеры, которые его задерживали, оказались совершенно не теми, кто потом давал показания против него. Он назвал их «лжесвидетелями». «Впервые за 50 лет в нашей стране арестован бывший вице-премьер, — сказал он. — Я в этом смысле пионер. Хотя перед законом все равны, конечно».
Немцов объяснил, что мировой судья Боровкова, не приняв 3 января его кассационную жалобу, «грубо нарушила российские законы». Она сослалась на то, что до 10 января у нее, как и у всей страны, нерабочие дни.
В Тверском суде было показано то самое видео, на котором видно, как задерживали Бориса Немцова. Посмотрев пленку и выслушав доводы адвокатов, Ее Честь после четырех с лишним часа раздумий огласила предсказуемое для всех присутствующих решение: суд пришел к выводу, что «Немцов выкрикивал антиправительственные лозунги», сопротивлялся при задержании» и «оскорблял сотрудников милиции». Вина эта, по мнению служителя Фемиды, подтверждена протоколами сотрудников милиции, «не доверять которым нет оснований». Что касается многочисленных свидетелей защиты, среди которых были правозащитники Людмила Алексеева и Лев Пономарев, то судья пришла к выводу, что их достоверность не доказана.
Сташина объяснила, что не может принять видеозапись, предоставленную защитой, так как «указанный сюжет содержит большое количество граждан», «снимающий оператор находился на значительном расстоянии» и «разобрать реплики граждан и Немцова не представляется возможным».
Удивительно то, что чуть позже Сташина говорила о том, что запись подтверждает доводы обвинения, так как на ней видно, что «Немцов призывал к несанкционированному митингу». Такое избирательное зрение и слух в очередной раз доказывают и избирательность российского правосудия.
Таким образом, Немцову предстоит остаться в СИЗО на Симферопольском бульваре до вечера пятницы, 14 января.
Примечательно: новость о том, что суд признал законным арест Немцова, появилась на сайте РИА «Новости» еще в 18.51, то есть до того, как судья объявила перерыв и удалилась в совещательную комнату. В 19.14 сообщение было аннулировано и удалено с сайта агентства. «Это была техническая ошибка», — пояснили журналистам в объединенной редакции новостей агентства. Конечно, и ошибка вполне возможна, однако эта ситуация, скорее, говорит о том, насколько предсказуемыми в современной России являются судебные решения в отношении любой оппозиции.
Комментирует Вадим Прохоров, адвокат
Случившееся — новый этап во взаимоотношениях власти и оппозиции, который вполне логично вытекает из всего предыдущего опыта.
С Эдуардом Лимоновым вообще ситуация абсурдная. Вышел человек из дома и на пороге заматерился сам с собой. Если же правоохранители хотят сказать, что матерился он на задерживавших его сотрудников милиции, то возникает вопрос: зачем же они его задерживали? Полный абсурд, который даже не пытаются скрыть.
Схожая ситуация и с Немцовым. Суду были представлены видеозапись и фотография произошедшего. В ответ было заявлено, что на фотографии нет конкретного времени съемки. Видеозапись же вообще извращают ровно наоборот. Там, где человек очевидно не сопротивляется, говорят, что он сопротивляется. И вообще видеосъемка не является непрерывной на протяжении нескольких десятков минут.
Все решения суда основываются на показаниях сотрудников милиции, которым якобы нет смысла оговаривать Немцова. То есть любой из нас, повздорив с участковым из-за неправильно припаркованной машины, сталкивается с угрозой сесть на 15 суток. Абсурдная ситуация, которую власти создали целенаправленно. Думаю, что это инициатива самого Путина.
Турбулентность в обществе сегодня очень высокая. Властью недовольны все: левые, правые, либералы, националисты и даже сами путинисты. И в этих условиях высокой турбулентности власти закручивают гайки, чтобы это не привело к киргизскому варианту развития событий.